Rest Models 1/48 Поликарпов И-5

Bertych | Дата:  20.4.19 | Раздел: 1/48

#Привет всем форумчанам! Пришло время взяться за перо и кисть, а то так и забыть ведь можно, как это делается.  Модель эта приобретена была почти сразу после её появления в продаже, но она была уже усовершенствована – с цельноотлитым фюзеляжем, а не с половинками, как первая серия. Лежала она у меня с 2004г. и лет шесть назад я подарил её своему учителю и другу – больно нравился ему этот самолётик. Весной прошлого года его не стало, но перед этим он попросил меня забрать её и обязательно собрать. Обещание выполнил, но в оконченном виде ему так и не довелось увидеть результат. Причина банально проста – в уговоре сделать как для себя, а не из коробки. Не успел...

 

Долгое время эта модель лежала у меня в слегка начатом состоянии - приклеены нижние плоскости и стабилизатор, частично собран двигатель. В таком виде и отдал. После «возвращения» первым делом отмыл модель от хорошего слоя строительной пыли, замочив её в тазике с фэйри. Отломанную половинку стабилизатора вернул на своё место, предварительно вставив штифт. Травлёные детали, имитирующие раму фюзеляжа были удалены и вместо них использован тянутый литник. После покраски данная ажурная конструкция установлена на своё место, приборка тоже установлена в верхнюю отдельную часть между коробами пулемётов. Следующий этап - работа с креслом и педалями. Изобразил скрайбером подобие гофра на спинке и боковиках сиденья, с "нуля" изготовил ремни. Сделал патронташ под сигнальные ракеты, нанес деления на компас, приклеил проводку от педалей и сектора газа и верхнюю часть фюзеляжа- кабина практически готова, осталось только бортики покрасить и заголовник приклеить, но это потом.

# # # # # 
# # # # # 
# # # # # 
# # # 

Изучение матчасти показало необходимость исправления многих условностей, допущенных при выпуске этой модели. Тем не менее, она хороша! Пузырьков воздуха в смоле не видно, но ровно до тех пор, пока не коснёшься её шкурочкой - мелкие, но вылазят. Исправлены каналы бортовых пулемётов. Нижние консоли пришлось для этого отломить, но это и не было трудно - супер пересох и "удаление" прошло без повреждений. После этого приклеил их на штифты, выставляя угол.

# # # # 

Установил верхнее крыло на внешние стойки и с помощью резинок подкорректировал его положение относительно оси самолёта и параллельность задних кромок. "Родной" внутренний подкос оказался коротким - пришлось лезть в коробочку с запчастями и искать замену. В конечном итоге собрал их, приклеивая к фюзелю. После снятия резинок и внешних подкосов крыло уверенно стоит на внутренних. Вот так, методом "от обратного" и прошёл процесс выставления геометрии крыла. К слову сказать, именно по этому пути у меня проходит большинство бипланов.

# # # # 
# # ## 

Заново сделанные фюзеляжные стойки бипланной коробки основательно проклеены, на них добавлены недостающие косынки - бумага на суперклее. В передней части капота мотора находятся отверстия для входа охлаждающего воздуха - то ли в своё время я не обратил внимание на их размеры, то ли сам "накосячил" при обработке - не помню. Пришлось по шаблончику сделать из тонкой медной проволоки необходимые по размеру (два из девяти меньше) и после их вклейки зашпаклевать переразмеренные "дыры". Загрунтовал детали планера - теперь стало видно, где ещё надо доработать и добавить мелкие детали.

# # # # # 

Прихватил на микрокапельки стойки шасси с целью соединить их между собой общей осью (краситься будут отдельно) и выставить нужные углы, заодно вклеил сразу крепления под тросы-растяжки и слегка доработал втулки колёс, установив в них обрезки игл. Потом вся конструкция была снята с фюзеля. На нижнем крыле, в месте кронштейна крепления внешних стоек крыла, снизу вклеил колечки, за которые самолёт "привязывался" к земле. Крепление профилированных лент-растяжек на этом самолёте закрывалось обтекателями - пришлось помучаться с их изготовлением и установкой на свои места. С помощью бора слегка доработал капот мотора, сделав проточки под толкатели клапанов. Прорезал необходимую линию расшивки.

# # # # # 
# # # # # 

После повторного грунтования и шлифовки выяснилась необходимость сделать заново замки капотов, так как "родные" были успешно сточены. Сделал небольшую приспособу, нарезал "почти квадратных" колечек. После этого пришёл к выводу о необходимости изготовления и остальных замков тем же методом - они конечно вышли слегка переразмеренными, но зато придают особый колорит. Сделал подножку, ручки для подъёма хвоста самолёта, подкос стабилизатора с креплениями, обтекатели выхода тросов и костыль. Добавил "мелочёвки" на верхнем крыле.

# # # # # 
# # # # # 
# 

Покрасил детали планера тамиевским X-11 с целью проявить "косячки" и заодно сделать подложку. Доработал винт, загрунтовал белой грунтовкой детали, которые потом будут окрашены в красный. Слегка подшкурил "косячные" места, но краска ещё долго просыхала - сказывется "смоляное" происхождение.

# # # # # 
# # # # # 
# # 

Отдельные детали решено покрасить красным цветом, причём, на руле поворота с помощью трафарета сразу изобразить белую стрелу. Объясню почему. Весь красный фон идёт декалями, но там больше алый оттенок. Я же решил делать именно красным и наибольшую проблему здесь представит флаг на фюзеле, ибо там не всё так просто. Вот более-менее нормальное фото прототипа:

# 

Вырезал трафарет на белую стрелу (в деке он слегка переразмерен), налепил и покрасил – на фото с декалью , рядом с белой стрелой, прилеплена снятая после покраски красная, посмотрите разницу в цветах.

# # # # 

В инструкции по окрашиванию рекомендуется весь планер окрасить под серебро. Я же прислушаюсь к совету Бориса Потапова ( на скале он Test-tehnik) и перекрашу полотно под светло-серый цвет (смесь серой краски и эмалита) - таковы вводные данные по архивным документам. Ну а металлические детали будут металлическим - так даже ярче получится! Покрасил осветлённым с помощью белого королевским светло-серым акрилом XF-80.

# 

Привожу слова Бориса Потапова - то, что он написал мне на мордокниге: - ,,Добрый день. ПОСМОТРЕЛ Вашу стройку И-5. Серьёзный подход. Есть очень интересные решения. Есть небольшая ошибочка в покраске. Самолёт не целиком серебряный. Тряпка окрашивалась серой краской. Это видно на фотографии. И это не матовый алюминий а именно серая краска. Я это точно знаю, потому что в своё время главный хранитель архивов ЦАГИ в музее на ул.Радио (Гороховой), Моделист с большой буквы Валера Кузнецов, возил меня лицом, по документам, фотографиям и выкраскам (хранится там и такое). Там всё очень просто. Металлические детали просто полировали, а перкаль покрывали смесью эмалита с серой краской. Вот такая фигня была."
Кстати, на фото видно, что именно металлические детали блестят. А вот сделанная в своё время реплика на И-5 (подобие условное) была покрашена именно так, как говорит Борис.

# 

Вырезал трафареты на звёзды и чтобы правильно их спозиционировать, сначала наклеил сами звёзды на нужные места, потом внешний контур и снял внутренний. Задул красным. Показалось мучительным идти по пути накрашивания полотнища знамени на борт и последующего вырезания трафарета для нанесения белой надписи. Поэтому перевёл деку из комплекта - кое как "приварил" с помощью жидкоразведённого матового лака, задувая по периметру из аэрографа, ни на какие другие жидкости она не реагировала. На фото видно разницу в цвете флага на деке и руле поворота, покрашенного красной тесторовской эмалью. Недолго думая, прямо по декали, прорисовал полотнище той же краской.

# # # # # 
# 

Сделал тени на флаге с помощью простого карандаша, древко окрасил коричневым. Покрыл лаком и оставил на просушку. Пока сох лак на флаге, перекрасил плоскости светло-серым с небольшим добавлением серебрянки - смотрится совершенно по-другому (предыдущий цвет дал желтизну или зеленоватость, всё зависит от освещения).

# # # # # 
# # 

Закрыл флаг и покрасил хвостовую часть фюзеля. Снял маски, подправил кистью и углядел, что надпись на флаге стало грязно-серой (карандаш и лак). Пришлось и её подкрасить белой красочкой, так что получается, что флаг полностью отрисован вручную - дека сыграла роль трафарета-подложки. Излюшнюю яркость красного приглушил "бородинской" смывкой, полностью покрыв ей детали.

# 

Проявление силового набора самолёта, обшитого полотном - не дань моде, а необходимость. Для этого надо слегка затемнить тряпочные поверхности в местах провиса. На обклеивание верхнего крыла ушло 2 часа, а нижнее крыло с фюзелем и хвостовым оперением обклеивал 3 часа. Всего 5 часов на то, чтобы задуть за 5 минут... Развел тамиевский "смок" напополам с полуматовым лаком, сделал его жиже и распылил. Плохо здесь то, что очень сложно контролировать толщину напыления и, соответственно, интенсивность окрашивания. После снятия масок убедился в этом.

# # # # # 

Пришлось жиденько разводить серую (которой красил полотно) и задувать, чтобы выравнять оттенки и сделать этот эффект еле заметным, ненавязчивым, ведь самолётик-то будет чистым. Со снятыми масками сделать это оказалось значительно легче.

# # 

Вот тут надо было бы остановиться и передохнуть, но желание поскорее задуть металлические поверхности пересилило и я взялся за обклеивание всего тряпочного. Совладав за пару часов, задул алкладовским алюминием. Краска - огонь! Но при снятии масок случилась беда... С правого борта частично сорвало флаг и он остался на ленте. Моментально опустились руки..., но исправлять-то надо. Положил маску на палец и острым лезвием поддел оторванное. Во время этой процедуры содранный элемент рассыпался на несколько кусочков - пришлось пособирать мозаику. Несколько минут нервной работы и "косячок" практически исправлен, невооружённым глазом (если не знаешь) не разглядишь. После этого приклеил на место шасси и киль.

# # # # 
# # 

Фюзеляжные пулемёты желательно вклеить до установки верхнего крыла. ПВ-1 никто в 48-ом не делает, пришлось изображать подобие, предварительно покопавшись в фотках. Внешне ранние и поздние отличались перфорацией кожуха ствола, попалась отличная фотка на глаза:

# 

Покопавшись в своих коробках, нашёл и примерил 12,7мм Кольт-Браунинг (слишком большой!), 7,7мм Браунинг (уже веселее, но не то). Потом попала на глаза травлёнка от В-25 и она-то пошла в дело.

# # # # # 
# # # # 

Теперь выделение расшивки, установка козырька, закрепление растяжек на фюзеле, пока крыло не мешает. Подкрасил кистью металлические детали. Нанёс на кольцо Тауненда клёпку и крепёжные элементы. Потом взялся за мотор. Наметил, просверлил и вклеил свечи, протянул провода к переднему ряду (сзади не стал тянуть - всё равно видно не будет), установил толкатели клапанов, покрасил всё кистью. Этих "сусликов" практически не видать, но они там есть!

# # # # # 
# # # # # 

Приклеил мотор вместе с обтекателем картера на своё место. Для более точной посадки кольца подклеил изнутри площадки - теперь оно плотно устанавливается на своё место и без клея.

# # # # # 

Начал тянуть расчалки. Проблема возникла в имитации стальных лент. Путём расщепления нити для бисероплетения удалось подобрать нужную форму и размер.

# # # 

По фото самолёта Павлова видно, что у него отсутствует труба телескопического прицела, стало быть и козырёк у него не "дырявый". Используя родной как шаблон, вырезал новый. Но устанавливать его сразу не стал и правильно сделал - потом натянуть расчалки на короткие фюзеляжные стойки просто невозможно будет.

# # # 

Приклеил верхнее крыло на фюзеляжные стойки, потом установил крыльевые и взялся за растяжки. Для получения одинаковой толщины при растяжении нужно брать отрезки одной длины. Поэтому я вклеивал резинку обоими концами в обтекатель, а потом только разрезал надвое. Установка передних лент-растяжек проблем не вызвала, а вот задние одинарные заставили не просто помучаться, все маты сложил. Ленты покрасил серым металликом, а обтекатели подкрашивал позднее.. Потом выделил расшивку бородинской смывкой сверху и с боков фюзеля, установил козырёк и зеркало заднего вида. На растяжках между стойками шасси изобразил каплевидный обтекатель, вклеил решётку на маслорадиатор. Финальный штрих – выделение линий расшивки.

# # # # # 

Модель была закончена в конце июля прошлого года и написать статью по ней я тогда не успел по причине отъезда в отпуск, а потом не до того было.

# # # # # 
# # # # # 
# # # # # 
# # # # # 
# # # # # 
# # # 

P.S. Недоделки в виде прицела, трубок вывода гильз и другой мелочёвки будут производиться по мере поступления достоверной информации. Приятного всем вам просмотра!




Cтатья опубликована на сайте "ScaleModels.ru":
Privacy Policy