Наши проекты: 3D печать и услуги : Wiki : Сувениры : Walkarounds :
Войти Регистрация

Интервью с Мусой Зекореевым (Уокер, Prop-n-Jet)

Думаю, многие моделисты знают фирму Prop&Jet, ставшую символом высокого качества и предлагающую своим покупателям мелкотиражные модели редких, но интересных летательных аппаратов. Как часто бывает, фирма состоит из одного человека, который является и владельцем марки, и идейным вдохновителем, и автором мастер-моделей. Итак, представляю вашему вниманию Мусу Зекореева, человека и Prop&Jet.  Для того, что бы с ним пообщаться, не пришлось ехать в гостеприимный Нальчик - Муса (под ником Уокер) постоянный участник форума.

Муса, первый вопрос будет традиционным – когда и с чего ты начинал свой путь в моделизме?

Первая собранная модель с большой помощью моего старшего брата, была Кругозоровская модель Як-25. Мне было тогда лет 5 . Ну и пошло поехало...))

Насколько я понимаю, любимая тема – советская авиация эпохи поршневых двигателей и начала реактивной эры? Само название, Prop&Jet намекает на это…

Основная тема - опытные и несерийные советские самолеты и вертолеты. Те, которые были в свое время на пике развития. Зачастую, это незаслуженно забытые летательные аппараты. Напоминание, а может даже и открытие для некоторых моделистов, малоизвестных славных страниц развития отечественной авиации - вот, наверное, основная цель, кроме, естественно, циничной наживы на беде фанатов этой темы ))). Также, у меня есть своя моделистская страсть: легкомоторная авиация и гоночные самолеты.

Как и когда пришла идея заняться собственным производством?

Ну, эта идея пришла не сразу, вообще, если признаться честно, тому вообще виной стечение обстоятельств, что ли... Году в девяносто, уже не помню каком, в журнале "М-Хобби" с огромным интересом прочитал статью Александра Николаевича Козырева про вакушки, в которой Великий Человек и Мастер с легкостью описывал, что процесс изготовления вакушек на самом деле "проще чем грабли". Поскольку до этого я уже видел вакушные шедевры "КАЮК", собственно, не особо то и поверил. Но зацепило сильно. В то время журнал "М-Хобби" рассказывал периодически о разных технологиях производства моделей. Надо сказать, что раньше ни с одним из перечисленных технологий никогда не сталкивался и никакого понятия не имел вообще о том, что такое производство и, вообще, был очень далек от этой сферы. К тому времени уже был довольно приличный опыт в моделизме и уже с десяток самодельных моделей.

Последней же каплей, переполнившей чашу стала вакушка самолета Ш-2, к сожалению, не существующей уже ныне фирмы "Раритет" из Камышина. Качество этой модели, мягко говоря, была не очень хорошей. Отформована из неоднородного по толщине, 2-3 мм куска полистирола мастер-модель, явно, была изготовлена из дерева, проработка поверхности была просто ужасной. Ш-2 в конце концов был сделан, но от модели осталось что-то типа половины лодки, все остальное пришлось делать самому. Тут у меня и появилась идея попробовать сделать что-то свое и посмотреть что из этого получится. Примерно полгода изучал теорию, перелопачивал самую большую библиотеку в городе. Нашел кучу книг, оказывается, по всем технологиям в советское время было выпущено столько литературы, что читать - не перечитать. В конце концов, из всех была выбрана технология вакуумного термоформования пластичных масс - во как она звучит правильно-то. Почему вакухи? Просто, это самая доступная технология, не требующая особых специальных инструментов и материалов. Все необходимое можно купить практически в ближайшем хозяйственном магазине. Ну, а дальнейшее было следствием разыгравшегося аппетита ))


Какие были трудности на начальном этапе?

Главная трудность, наверное, что их было слишком много - этих трудностей. Помню занял 50 рублей (зарплату бюджетники тогда получали очень нестабильно), пошел купил 2 упаковки смолы и залил первую вакуумную форму )) Любые нюансы, касающиеся чего-то нового всегда кажутся трудными. Очень трудно было достать листовой полистирол. Большие проблемы были с нагревом полистирольного листа. Да и вообще, все было непросто. Вернее, не было ничего простого. Достаточно наверное того, что мастер-модель на автожир А-12 три раза погибала во время заливки формы и полностью три раза переделывалась с нуля. Не было никаких навыков работы со смолой, она попросту закипала и детали мастер-модели от нагрева плавились. Потихоньку из неудачного опыта сложились определенные навыки и процесс пошел. Отдельно хочу выразить свою безмерную благодарность фирме "Бегемот", в частности Александру Кюриньяну и Андрею Коткову. Все эти годы и по сей день все декали для моделей печатали они, как всегда с неизменным высочайшим качеством. Большое им спасибо за это!

Сейчас трудности главным образом касаются расходных материалов. Пока с этим все еще есть трудности. Главным образом сложности касаются приобретения и доставки. Жизнь в провинции все таки является существенным отягощающим моментом. Здесь каждый компонент производства -это целая проблема. Приходится изворачиваться. Что делать? Очень сильно выручают друзья моделисты из других городов. Очень многим с этого форума я благодарен за помощь.

Наверное, малый тираж моделей и наборов не позволяет говорить о больших доходах, значит, это больше для души?

По сути, Prop&Jet был и остается штучным производством. Большинство моделей было выпущено тиражом всего лишь в несколько десятков. А некоторые. вообще, не больше двух десятков экземпляров. Тому причины наверное были и остаются до сих пор: специфичность темы, особенности жанра, не каждый готов пилить вакуху или смолу в наше время, когда в пластике есть практически все. В основном, аудитория одна и та же, все такие же "помешанные", в хорошем смысле этого слова, на этой теме моделлеры, как и я. Так что, об астрономических доходах говорить не приходится. Ну, в общем-то, эта часть производства никогда во главу угла и не ставилась, на самом деле.

Из каких соображений исходишь, когда планируешь к выпуску модель того или иного самолёта? Требования рынка или то, что самому нравится?

В основном делаю то что мне самому интересно и что бы я хотел собрать сам. Не имея интереса к прототипу, очень сложно с ним работать.

Какая модель была выпущена первой? Какие чувства испытываешь к ней сейчас?

Первая вакуумная модель была истребителя И-14. Чувства какие? Вот дровища-то, блин...

Вот 1/72 – это понятно, самый массовый. А в другие не планируешь «заглянуть»?

Пока нет. Мне почему-то не нравятся остальные масштабы. Сам не знаю почему. Да и зубры там такие делают погоду, что страшно рисковать здоровьем.

Что тебе интереснее делать – полноценные модели или наборы для доработки/корректировки/конверсирования существующих моделей иных производителей?

Интереснее делать, конечно, полноценные модели, хотя это несравненно дольше, сложнее и гораздо менее прибыльнее. Доработки/конверсии/корректировки у меня получаются, мягко говоря, не очень. Дубовые, если быть откровенным. В этом плане до лидеров в этой отрасли мне ого-го сколько еще расти и расти...

Поиск в Интернете выдал сайт фирмы, но он давно без обновлений и, как я понял, толком и не работал. Будет продолжена работа в этом направлении?

Очень надеюсь на это. Собственно, все наверное знают, что P&J долгое время отсутствовал по разным причинам. Совсем недавно, не знаю даже хорошо это или не очень, вернулся благодаря сложившимся так жизненным обстоятельствам, снова к моделированию. Если получится, хочу сделать и сайт. И обязательно раздел с wish-листом, чтобы каждый желающий мог оставить там заявку на свою заветную модель. Есть такая мечта.))

Ранее модели P&J были сделаны по технологии вакуумформования, а сейчас – литьём из смолы. Есть ли какие-то особенности в изготовлении мастер-моделей для каждого из этих процессов?

Да, конечно. В процессе вакуумформования, из-за нагрева оснастки, а также наличия у полистирола линейной усадки, штамповка может быть меньше оригинала в линейных размерах, в пределах 1 %, поэтому мастер нужно выполнять с соответствующим запасом. На первых моделях я об этом не знал. Кстати, это еще один из нюансов.Кроме того, вакуум не любит глубокой вытяжки, острых углов, поднутрений, вакуум не позволяет особо разгуляться в деталировке, отделке поверхностей. Также, неизменно присутствуют характерные технологические пупырышки.

Хотя и тут бывают исключения. Однажды мне попала в руки отформованная из листового полистирола пробная штамповка модели F-86 Sabre от безымяной фирмы из одного города Юга России, вернее фирма не успела сформироваться и, по неизвестным мне причинам она распалась раньше, чем выпустила на рынок эту модель. Остались только пробники.Так вот, представьте себе Tamiya или Hasegawa, но только на полистирольном листе. Качество - высочайшее, вернее потолок достижимого в этой технологии. Самое удивительное в этой модели было отсутствие, вернее очень малое количество технологических отверстий и просто изумительная расшивка, которая обычно на вакушках получается хорошо очень редко. Всего скорее эта модель была сделана на металических формах - корках, выращенных гальванопластикой с помощью пневмоформовки под достаточно высоким давлением (20-25 атмосфер). Мне до сих пор очень жаль, что эта фирма так и не состоялась. После этой модели стало понятно, что по технологии классического вакуумного формования уже улучшить заметно качество не получится никак, а налаживать оборудование для пневмоформовки на лоджии площадью в 10 квадратных метров тоже казалось малоперспективным. Да и высокое давление -это не шутки. Кроме того, совершенно сложно стало доставать листовой полистирол. Вот и пришлось переходить постепенно на смолу.

В технологии литья смол в эластичные формы используются сейчас очень качественные материалы, у которых линейная усадка в пределах от нуля до 0.1%. Поэтому, мастер под них можно пилить прямо в масштабе, без всяких поправок. Но тут уже есть много своих нюансов. По хорошему, чтобы получить качественные отливки из смолы, в самом начале проектирования мастера уже нужно представлять как эти детали будут выглядеть в готовом виде. Т.е. членение модели должно быть рациональным как с точки зрения технологического процесса, так и с точки зрения легкости последующей сборки и максмального комфорта для моделиста. В этом смысле с одной стороны мастер для вакухи имеет очень серьезные технологические ограничения, а мастер для смолы высокие требования по точности исполнения, а также рациональному членению. В целом, мастер для вакухи мне кажется проще намного, хотя и требует того, чтобы каждая деталь, как минимум, состояла из двух половинок. Это все ИМХО, конечно.

Какой основной материал и инструмент используешь при работе над мастер-моделями?

Мастер-модели в основном, из склеенного в пакет листового полистирола разной толщины. Для склейки листов использую цианакриловый клей, самый простой и дешевый. Иногда, редко очень, выдавливаю с помощью пуансона. Инструменты самые простые: электролобзик, скрайбер, ножовка, напильники разной зернистости, шкурка разная, разные штихели и скребки. Большая часть инструментария самодельная. Ни одного фирменного инструмента у меня нет кроме пары ножей Olfa. Это, наверное, с другой стороны - плюс. Поскольку, если высадить на Марсе, то и там из обломков космического аппарата, наверное, смогу наладить производство )))

А какие источники информации являются основными?

Вот это вопрос вопросов. С этим очень сложно, порой по прототипу, который так хочется сделать, практически ничего и нет, кроме пары невнятных проекций. Приходится искать годами хоть какую-то информацию, хоть какие-то фотографии, тщательно анализировать то немногое, что видно на этих фото, остальное додумывать и лепить так - от балды. А что делать? Ведь большая часть информации по этим ЛА либо утеряна или уничтожена, либо до сих пор под семью замками в архивах ОКБ пылятся.

По серийным самолетам  - с этим несравнимо проще. В любом случае стараюсь собрать как можно больше информации, впрочем, как и любой другой моделист.

Сейчас ведётся много споров об уровне соответствия модели своему прототипу. Какие рамки ты определил для себя? Что, на твой взгляд, делает модель именно копией?

Ох, какой вопрос... в период моего моделирования, когда собствено это все производство затевалось, у меня был только один критерий оценки: насколько точно модель вкладывается в чертеж. Со временем пришло понимание того, что складывание облика модели и степень ее соответствия прототипу дело архисложное и складывается из намного большего количества компонентов, чем простое соответствие каким-то проекциям. Точно также нельзя отдельно судить о геометрии, деталировке и покраске и тонировке и много много еще о чем. Каждый из этих компонентов важен, но лучший результат дает их разумное сочетание и баланс. Сейчас для меня главное: какое общее восприятие от собранной и покрашенной модели. Если хотите - экспрессия. Соответствует ли представленной модели лязг траков танка, запах керосина или перкаль и свист растяжек... Поэтому, мне кажется тут нет никаких, вообще, рамок. Поскольку восприятие у нас у всех разное. Трудный очень вопрос, надеюсь, мне удалось выразить свою точку зрения внятно.

Как близкие и родственники относятся к увлечению?

Сейчас нормально. До этого бывало по разному. Бывало, не очень то и одобряли. Ну взрослый дядька кавказец, отец семейства, можно сказать, возится с какими-то игрушками. Ну это примерно как про испанцев-моделистов. ))) Видимо, время да и сама жизнь меняет очень сильно людей. Слава Богу, для меня в лучшую сторону. Супруга поддерживает. Сын помогает с упаковкой (еще слишком юн для остального). Остальные тоже уже смирились и махнули рукой... )))

Считается, что на Кавказе все семьи большие и дружные, с особым почитанием старших поколений. А у тебя семья большая?

Ну как большая, все ведь в мире относительно. Кавказ ведь тоже очень разный. У меня отец, мама, две сестры, два брата. Я самый младший в семье. У всех братьев и сестер по двое уже взрослых детей, некоторые уже со своими детьми. У меня самого только один сын. Так сложилось в жизни. Ну вот представьте, собираемся мы все в родительском доме, со своими супругами, детьми. Большая семья? Для меня нет, поскольку людей которых я бы не хотел видеть среди собравшихся - нет. Насчет почитания старших и всего остального, это отдельная и очень обширная тема. Кавказцы, они ведь сейчас известны скажем так, по очень неприглядным делам и поступкам. Только есть еще и те кавказцы, про которых никто ничего и не знает толком, для которых эти самые дела и поступки - страшно позорное явление. Это совершенно другие люди, чем те с которыми привычно ассоциируется слово Кавказ. Честно.

Снова традиционный вопрос – модельные планы, как личные, так и для P&J. Что ждать поклонникам твоей продукции?

Планы есть. Это наверное самое главное. Дай Бог, чтобы удалось реализовать хоть десятую часть этих планов ))) Тема опытных отечественных самолетов она как была, так и останется. Может быть добавятся несколько винтокрылых аппаратов. Также, подумываю над небольшой серией, у меня даже название крутится в голове для нее: "Бумажные Тигры", что это за серия будет, думаю, несложно догадаться. Неизменным будет одно - основной упор на НАШИ летательные аппараты.

» Информация о статье
Просмотров: 15847
Опубликовано:
Уокер в 01.08.2010 - 14:43
Спасибо, Игорь!
Pavel_P в 13.10.2010 - 01:20
Тема: Интервью с Мусой Зекореевым (Уокер, Prop-n-Jet)
Муса, а может в этой ветке или отдельно поместить всем миром китографию фирмы P@J?
Уокер в 13.10.2010 - 02:09
А надо?
Michael_XIII в 13.10.2010 - 11:09
или отдельно
Отдельно. Даже http://scalewiki.ru для это есть


А надо?
"Надо, Федя... Надо" (с) Приключения Шурика.

Муса, и тебя сейчас посчитают ;-) SilverGhost на тебя натравим, он так тебя вопросами замучает, так ты не только все о всех своих моделях расскажешь, но и признаешься даже в тех, которые даже не планировал :-) ;-) ;-)
Уокер в 13.10.2010 - 11:29
:mrgreen:
suhov в 01.11.2010 - 11:16
Доработки/конверсии/корректировки у меня получаются, мягко говоря, не очень. Дубовые, если быть откровенным.

излишне скромничаете, уважаемый!!!

до сих пор периодически достаю и любуюсь кабинетом на Миг-21!!!
огромное спасибо Вам за присланную модель Е-8!!!
для меня это раритетище!!!!
поднаберусь опыта и обязательно соберу!!!
Pavel_P в 01.11.2010 - 13:42
огромное спасибо Вам за присланную модель Е-8!!!


Что, новая партия?
AndyK в 19.05.2011 - 08:06
Тема: Интервью с Мусой Зекореевым (Уокер, Prop-n-Jet)
Муса, дружище, спасибо! Очень интересно было читать.
Большой_Phantome в 20.05.2011 - 11:08
Очень интересное интервью. К своему стыду, наткнулся на него только сейчас.
Муса, возвращаясь к уже затронутой вскользь ранее теме, нет в планах ИЛ-400 и АНТ-1? Все-таки это то, с чего начиналась наша авиация, и, думаю, будет пользоваться популярностью. Если не ошибаюсь, модель АНТ-1 не выпускалась вообще, а ИЛ-400 вакуумный делали так давно, что он уже превратился в легенду. По крайней мере мои многолетние поиски этого набора поимели нулевой результат, хотя приобрел бы его за любые разумные деньги.
Pit в 20.05.2011 - 20:52
Муса, спасибо за интервью и модели.

Добавить свою статью | Обсудить на форуме

Вы должны быть пользователем сайта, чтобы комментировать статьи!
Зарегистрироваться

Канал на Дзене Телеграм ScaleModels.ru Вконтакте Подписаться на RSS
ScaleModels.ru - сборные масштабные модели. © 2005-2022
Privacy Policy