Наши проекты: 3D печать и услуги : Wiki : Сувениры : Walkarounds :
Войти Регистрация

1/48 MasterClub Ут-1 - Штурмовик для героев

Заметной боевой славы этот вариант УТ-1 не снискал, но можно восхищаться мужеством советских пилотов, летавших на штурмовку войск вермахта, всегда отличавшихся прекрасной системой ПВО, на фанерном, небронированном аэроплане.

Кот


Я всегда подозревал, что мой хозяин склонен к хвастовству и позёрству. Кстати, насчёт хозяина – это ещё как посмотреть. Ведь это он мне, а не я ему нарезаю печень помельче, чтобы кушать удобнее было. И это не я, а он бежит в одиннадцать вечера в супермаркет, потому что у котика сгущённые сливки закончились. Вот и сейчас этот крутой моделист растрезвонил на форуме, что мы собрались делать А-моделовский «Ту-160» (я, кстати, на это согласие не давал). Видели бы его физиономию, когда мы залезли в коробку с этим монстром. Что-то долго бормотал насчёт тонкой скорлупы, отвратительно отлитой мелочёвки и т.д. В общем, откаряки находил. Пришлось объяснить, что если в нашей коллекции около трёхсот несделанных моделей, то надо уже и редкими, эксклюзивными вещами заниматься, а не пластик на конвейере строгать. Убедил.

Я

Мой личный опыт работы с resin kit до настоящего времени сводился к изготовлению А-моделовской “Сотки” и нескольких смоляных наборов афтемаркета. Строго говоря, «Сотку» resin kit назвать нельзя – это большая ЛНД с отформованными из стеклоткани фюзеляжем и крылом. Поэтому, учитывая, что Интернет-магазины предлагают интересные смоляные изделия, которые вряд ли кто-то будет делать в традиционном пластике, хотелось расширить коллекцию с их участием. Для пробы был выбран «УТ-1» в привычном для меня 48-м масштабе, производства Master Club.

Прототип

К середине 30-х годов прошлого века в советских ВВС появилась настоятельная потребность в учебно-тренировочном самолёте, пригодном для обучения пилотов современных истребителей и скоростных бомбардировщиков. Разрыв между лётными и пилотажными данными основного учебного самолёта – У-2 и данными боевых ЛА, поступающих на вооружение, стал слишком значительным. Необходимый самолёт был создан в КБ А.С. Яковлева, специализирующемся на строительстве лёгких учебных и спортивных ЛА. Фактически одновременно создавались две машины – двухместный УТ-2 и одноместный УТ-1. УТ-2 иногда называют двухместной модификацией УТ-1, что не совсем верно.

Это достаточно разные ЛА, созданные для разных целей. Если УТ-2 был действительно учебным, пригодным для первоначального обучения, то УТ-1 изначально создавался для тренировок квалифицированный пилотов и инструкторов. Помимо существенных конструктивных различий, эти ЛА различались и силовыми установками. На УТ-1 устанавливалась 150-ти сильная модификация М-11, что позволяло обеспечить максимальную скорость около 250 км/ч, потолок более 7 тыс. м., и достаточную для сложного пилотажа тяговооружённость. Переданный на испытания в 1935 году, самолёт понравился испытателям НИИ ВВС и строевым лётчикам. На ней был установлен ряд рекордов для легкомоторной авиации. И ещё один своеобразный рекорд связан с этой машиной: 6 августа 1935 г., с целью проверки прочности шасси, лётчик Юлиан Пионтковский в течение одного светового дня совершил 305 взлётов-посадок. После завершения необходимых испытаний, УТ-1 выпускался большой серией и внес значительный вклад в подготовку кадров для советских ВВС.

В начале войны, когда ощущалась острая нехватка боевых самолётов, вооружать пытались всё, что как-то могло летать. Удачный пример такой «конверсии» – У-2, позднее ставшим ПО-2. Яковлевский самолётик тоже пытались заставить воевать – на крылья УТ-1 ставили по пулемёту, а под крылья подвешивали четыре мелкокалиберные бомбы. Конечно, участвовать в воздушных боях этот тренировочный ЛА не мог, но сохранились данные об использовании его в качестве штурмовика. Заметной боевой славы этот вариант УТ-1 не снискал, но можно восхищаться мужеством советских пилотов, летавших на штурмовку войск вермахта, всегда отличавшихся прекрасной системой ПВО, на фанерном, небронированном аэроплане.

Модель

Скромная коробочка с фотографией сделанной модели. Аккуратно уложенные мешочки с деталями. Импортная полиуретановая смола различных оттенков со слабым специфическим запахом. Детали прикреплены к литниковой болванке тонкими перепонками. Сами детали ажурно тонкие и весьма хрупкие. Попилив для пробы ненужные кусочки смолы, решил, что нужен специальный инструмент для отделения деталей от литника. 1/48 MasterClub Ут-1 - Штурмовик для героевВ магазине для ювелиров «Рута» купил немецкий штихель (дорогой) и индийскую рукоятку (подешевле) . Режущую кромку штихеля заузил на круге, отполировал. Действуя штихелем как царапкой, можно очень аккуратно отделять детали, не повреждая их. Сама смола, конечно, более хрупкая, чем полистирол, но в принципе, в обработке похожа на него – хорошо режется, сверлится, шлифуется и полируется.

1/48 MasterClub Ут-1 - Штурмовик для героевПосле того, как все детали были отделены от литников, зачищены и уложены по коробочкам, тщательно зачистил стыковочные швы на фюзеляже, и по передней кромке крыла. Перед кабиной был какой-то непонятный стык, подшкурил и отполировал. На месте установки левой стойки шасси тончайшая стеночка имела дефект (см. фото), исправлен шпаклёвкой. При стыковке без клея крыла и фюзеляжа выяснилось, что в месте перехода центроплана к фюзеляжу присутствует огромный уступ , притом, что верхняя плоскость крыла становится точно на место. Для столь качественно выполненной модели это совсем непонятно.

1/48 MasterClub Ут-1 - Штурмовик для героевПовертев всю конструкцию в руках, решил, что всё таки это огрех изготовителя, и срезал переднюю кромку центроплана. Кабину красил без грунтовки, R47. Просушил, сухой кистью сымитировал ободранность до металла и оттонировал смывкой акриловой XF-63. Начинку кабины на этом этапе не ставил, отложив до окончательной сборки. На цианакрилат подклеил крыло к фюзеляжу. Стык крыла и фюзеляжа превосходен – в шпаклёвке вообще не нуждается, а вот по передней кромке центроплана … Шпаклевал обычной тамиевской шпаклёвкой. После просушивания - отличная адгезия, нормально переносит абразивную обработку, не отваливается. Вывел профиль, отшлифовал, отполировал.

1/48 MasterClub Ут-1 - Штурмовик для героевКозырёк в наборе отсутствует, предлагается сделать самому. Из кусочка бумаги сделал развёртку, подогнал к кабине. Наклеил на тамиевский скотч, а сверху – кусочек плёнки, оставшийся от приборной доски. Вырезал, аккуратно убрал бумажный шаблон. По нижнему обрезу заготовки отрезал крохотную полосочку скотча, чтобы не приклеился к фюзеляжу. Выгнул козырёк на рукоятке стоматологической лопаточки, и установил прозрачку вместе со скотчем на фюзеляж. Кабину забил ватой и масколом.

Двигатель

Превосходно отлитый М-11 дан в комплекте с картером, который на этой модели не нужен. Цилиндры окрашены смесью XF-56 и H11, тонированы Н11 сухой кистью. Из лужёной медной жилки радиотехнического провода d. 0,3 мм. сделаны толкатели клапанов. Проволочка равнялась вытягиванием, кусочки нарезались в размер и подклеивались к коромыслам цианакрилатом. Свечи окрашены в белый цвет, проводка сделана из медной проволочки d. 0,2 мм. Впускные и выхлопные патрубки XF-16 и ММ1785, соответственно. Фотографий М-11 в Интернете полно, поэтому правильно собрать и покрасить двигатель проблем нет. Воздушный винт отшлифован мокрой шкуркой, загрунтован и окрашен Х-1. Кстати, по поводу окраски деревянных воздушных винтов. Модно, судя по М-хобби, рисовать на этих винтах структуру дерева.
Возможно, это соответствует самому раннему этапу развития авиации, но уже в 20-х, тем более, в 30-х годах, ситуация была иной. Дело в том, что деревянный пропеллер – не Буратино, который выстругивали из первого попавшегося полена. Для изготовления винтов использовались дорогие сорта твёрдых пород дерева, при этом требования к качеству древесины были очень высокими. Не только отсутствие сучков, что само собой разумеется, но и наличие заболони, свилеватость древесины – всё это строго нормировалось. После изготовления винта, он оклеивался несколькими слоями специальной ткани на нитролаке, шлифовался, балансировался и красился. Понятно, что после такой обработки слоёв древесины видно не было (а мне нравятся расписные винты – красиво! –прим. Кота).

Окраска

1/48 MasterClub Ут-1 - Штурмовик для героевУровень проработки мелких элементов модели очень высокий, поэтому ставилась задача сохранить весь рельеф, не залив его слоями лакокрасочного покрытия. На ранее окрашенных ММ1405 пулемётах я попробовал натереть грани щетинкой, и понял, что грунтовать модель надо обязательно – краска легко слезает. Поэтому после помывки, сушки и обезжиривания спиртом, всю модель и комплектующие задул одним слоем жидко разведённой ММ2748. Разводил родным растворителем. После просушивания, брюшко задул в один слой XF-23. Перед этим пристыковал капот к фюзеляжу на пару капель маскола, чтобы и разделительные линии цветов совпали, и можно было легко снять капот для дальнейшей работы. Через сутки наложил маски на голубой цвет и задул всю модель ММ1713. Опять же, на следующий день, закрыл зелёный цвет масколом, и нанёс камуфляж смесью ММ1749 и XF-27 в соотношении 5:1. Капот снял, закрыл всю поверхность масколом и окрасил выемки для цилиндров XF-16. Навеску окрашивал согласно схеме.

Окончательная сборка

В капот устанавливаются комплектные цилиндры, укладывается проводка к свечам. На цианакрилат подклеиваются предварительно окрашенные впускные коллектора и выхлопные патрубки. Вся конструкция в сборе вклеивается в фюзеляж. Подкосы стабилизатора сделаны из свинцовой фольги от тюбика с клеем (остался от Трумпетеровского Абрамса) – нарезаны полосочки, прогрунтованы, окрашены XF-23. Заготовки нарезаны в размер, на концах подклеены кусочки проволоки 0,3 мм., установлены на место. На руль направления приклеены кабанчики из полистирола, тяги сделаны из проволоки 0,15 мм. Вертикальное и горизонтальное оперение просверлены согласно схеме, растяжки сделаны из витебской нити. Предварительно окрашенные стойки шасси установлены на место, подкосы сделаны из проволоки.

 1/48 MasterClub Ут-1 - Штурмовик для героев

На фото модели, помещённой на коробке, ОЗ и бортовые номера сведены только к хвостовому номеру. Мы с Котом решили, что самолётик и так маленький, тёмный, невзрачный, и решили нанести стандартные обозначения – 6 звёзд и бортовые номера, немного технички. Декали подобраны из запасов, переведены с использованием МикроСет, вся модель задута одним слоем жидко разведённого хумбролевского полуматового лака. Установлены пулемёты, бомбы на держатели. Удалены маски и вата из кабины и козырька, вклеена начинка кокпита. Тонировка комбинированными методами, весьма умеренная, только для оживления модели.

1/48 MasterClub Ут-1 - Штурмовик для героев

Резюме моё

Какое-то двойственное чувство. Модель очень хороша, хорошо отлита и замечательно смотрится. Только вот эту девушку как-то без меня танцевали, что ли… Ну что я сделал? Собрал аккуратно, с двигателем повозился, ну, центроплан подправил. Вообще, самое главное при сборке такой модели – ничего не испортить. Вспоминается анекдот, в котором космонавта из братской страны запустили в космос, строго наказав кормить собак и ничего не трогать руками. Но если не брюзжать, то, конечно, модель хороша, сборка легка и приятна, и конечный результат отменный. Единственное замечание – вторую боковую схему камуфляжа в инструкции добавить, и чертёж развёртки для козырька не помешал бы. В общем, НеОмеговские SAAB и ЯК-52 я уже заказал …

Резюме Кота

Глядя на то, как хозяин изображает не то лесковского Левшу, не то сумасшедшего ветеринара, собравшегося делать муравью резекцию желудка, я хохотал, пока не заболел живот. Пришлось лечить сгущёнными сливками. И чего хозяин нервничал? Ну, смола, ну, хрупковата немного, всё равно сделали же! Модель, кстати, очень симпатичная. Раньше для доводки модели до такого уровня мы не один месяц тратили. А тут, буквально, за неделю сделали, между дежурствами. Так что, редкие вещи брать будем, дороговато только. Как бы на моих деликатесах экономить не пришлось…
P. S. Фотографии моей на этот раз не ждите – уехал на дачу, на пленэр, отдохнуть от трудов наших тяжких, позагорать, свежей ягодки покушать и вообще…

» Информация о статье

Добавить свою статью | Обсудить на форуме

Вы должны быть пользователем сайта, чтобы комментировать статьи!
Зарегистрироваться

Канал на Дзене Телеграм ScaleModels.ru Вконтакте Подписаться на RSS
ScaleModels.ru - сборные масштабные модели. © 2005-2022
Privacy Policy