Около 100 лет назад 21 июня 1919 произошло беспрецедентное в истории событие.
Немецкий Флот Открытого Моря (HochSeeFlotte), по условиям мирного договора переданный Великобритании в составе 52 кораблей получил с крейсера Emden сигнал «Параграф 11 – подтверждение». Корабли в последний раз подняли боевые флаги и пошли на дно. Этот последний акт гордости поставил точку в попытках бросить вызов Британии на море и, фактически, стал признанием бессмысленности существования флота как такового. Созданное колоссальным напряжением сил и ресурсов не смогло справиться с Royal Navy.
Немецкий флот идет в плен.
На этих фото представлены все 4 корабля типа.
Тогда же 100 лет назад на дно пошел флагман предпоследнего поколения немецких дредноутов – Konig.
Заложенный в 1911 и переданный флоту в 1914 корабль прошел через массу операций и сражений.
Он воевал в Северном и Балтийском морях. Стрелял по англичанам и русским.
Фактически, являясь в 1916 году наиболее современной серией, все 4 корабля сыграли значительную роль в Ютландском сражении. Именно они вели бой с быстроходной 5-й эскадрой Grand Fleet и приняли на себя основную тяжесть боя линейных сил. König в том бою был флагманом.
В 1917 году участвовал в Моонзундской операции, ведя бой с российским флотом.
Перед самым завершением войны на König, как и на остальных кораблях флота, вспыхнуло восстание – матросы отказывались выполнять самоубийственный приказ о выходе в море для последнего боя. Приказ был отменен. Во время восстания капитан был ранен, первый помощник и адъютант – убиты.
По условиям мирного договора флот ушел в Скапа-Флоу.
Где и покончил жизнь самоубийством.
König и его собраться остаются на дне по сей день.
Из 4х кораблей поднят был только Grosser Kurfurst.
Модель
Копийность
Ярчайший пример тезиса «модель идеально ложится в те чертежи, по которым изготовлена».
К сожалению, производитель поверил не тем, от чего количество не просто недочетов, а формообразующих ошибок очень велико.
Ниже чертеж, который показывает сравнение ICM (красный) с оригиналом (черный).
Перечислю основные, те, на которые обратил внимание:
• форма форштевня
• развал шпангоутов в носу.
• форма носовой надстройки и всех без исключения мостиков на ней
• форма прожекторных мостиков на носовой трубе
• форма КДП на топе мачты
• форма кормовой надстройки
• формы и размещение всей фурнитуры на ней
• неверно исполненные башни ГК в части размещения элементов и детализации
• ошибки по палубному оборудованию, его составу и размещению
• ошибки по количеству и размещению иллюминаторов
• а также катера, краны, кнехты и пр.
• диспропорциональность в целом, которая приводит к тому, что 5-я башня оказывается ближе к корме, чем должна
Практически 99% деталей и элементов требуют правки/доделки/замены.
Видно, что хотели сделать хорошо, некоторые решения и сейчас выглядят интересно.
Однако общий технический уровень сильно снижает собираемость, которая пляшет в диапазоне от «3 с минусом» до «3 с плюсом».
Важно еще то, что большая часть элементов унифицирована для всех кораблей.
В итоге набор предлагает не конкретный корабль, а набор признаков кораблей в серии с разной степенью корректности. При этом очень многое не похоже ни на один из кораблей.
С наибольшей вероятностью из набора можно сделать Кенинг и Маркграф. Но и для этого придётся править все мостики и надстройки. И еще много чего.
Для Гросера и Кронпринца ситуация еще хуже.
Информация
Сбору и анализу информации было посвящено очень много времени. Фактически, это стержень всей стройки.
Проверить хотелось каждую деталь и элемент. И, очевидно, для 100-летней это сделать не очень просто.
Удалось найти около 200 фото кораблей класса.
В модели много темных пятен и участков без ответа, но и объем полученных ответов весьма не малый.
Кроме выявления ошибок в пластике удалось выяснить своего рода карту личных отличий: каждый корабль класса имел свои особенности, что позволяет фактически безошибочно различать их по фото.
Сборка
Я буду описывать действия в типичном для меня стиле: сухо, кратко.
Многие тонкости исполнения и решенных проблем сборки/копийности оставлю за кадром.
Частично результат будет виден на отдельных фото, для того, что не будет найдено, прошу обращаться к общим планам.
Корпус и палуба
Сделано по корпусу:
• Прорезаны торпедные аппараты, сделаны их каналы и крышки. При этом они идут под углом к ДП корабля
• С корпуса убрано большое количество литьевых дефектов
• Сделаны доковые кили
• На кронштейны валов нанесены антикоррозийные накладки
• Изменены форма коков винтов, заточены лопасти
• Поднят форштевень на 1,8мм. Палуба получила прогиб до носовой башни ГК. Это изменило профиль палубы и борта
• Изменены обводы носовой части – сделаны острее.
• Восстановлен броневой пояс – изначально он был некачественно и несимметрично отлит
• Перенесена значительная часть иллюминаторов
• Над иллюминаторами сделаны козырьки
• Сделаны трубы якорных клюзов
• Сделан желоб кормового полуклюза
• Доработаны все кипы с роликами, остальные киповые планки самодельные
• Выстрелы и их крепления заменены на самодельные
• Изменена форма рулей, на рули добавлены антикоррозионные накладки
• В нос и корму от бронепояса сделаны характерные накладки – имитация нахлеста листов обшивки
• По правому борту у форштевня, перед и позади бронепояса сделаны скобы для швартовки на бочках
Сделано по палубе:
• Содран весь крой. Поверхность палубы выровнена
• Т.к. планируемый стикер имеет значительную толщину, то все палубные элементы были наращены по высоте для избежание «утопания»
• Сделаны новые якорные клюзы и трубы
• Сделаны новые основания якорных шпилей и крышки цепных ящиков, сами шпили немного доработаны
• Якоря повешены на цепочки (7звеньев/см), сделаны стопоры цепей (9 звеньев/см)
• На палубе вокруг барбетов сделаны кольцевые латунные накладки
• Сделаны новые швартовые шпили (1 в носу и 2 в корме)
• Новые кнехты на палубе (3 в носу, 2 в корме)
• Сделаны новые волноломы
• Добавлена различная мелкая фурнитура: отбойники, кнехты, рымы, трапы и пр.
• На стикере накрашено реальное размещение рельса для перемещения шлюпок
• Также накрашен ватервейс
• Изменено размещение стрел кранов, они крепились к палубе, не к надстройке
• Стрелы кранов самодельные, дополнены ФТД и растяжками. На палубе сделаны рымы для растяжек
Носовая надстройка
До того как погрузился в изучение матчасти были сделаны подсборки. Они ниже на фото.
Дальше будет видно, как они менялись.
Прошу обратить внимание на фото и схемы с пояснениями форм.
На схеме черным показаны детали из набора, красным и синим – корректные формы.
Сделано:
• С нижнего уровня (за башней В) удален крой – там был линолеум
• Сделана новая палуба
• Перенесены стенки на этом уровне
• На самом нижнем уровне заделаны казематы 88мм (вообще есть вопросы по тому как эта заделка выглядела в действительности)
• Заменены жалюзи на заборниках
• Палуба на уровне боевой рубки откорректирована по новой форме надстройки, ее задняя часть заменена на более тонкий пластик
• В боевой рубке сделаны смотровые щели и козырьки
• Заново сделан козырек над мостиком и все ограждение мостика перед боевой рубкой. В ограждение вставлен прозрачный пластик
• Платформа «адмиральского» и наблюдательно мостиков как и все помещения на них сделаны с 0. Лежащее в коробке ни на что не похоже.
• Сделаны новые прожекторные площадки
• Сами прожекторы заменены на FineMolds с некоторыми доработками
• В трубе сделаны пароотводные трубки
• На трубе размещены различные проводки, гудки и пр
• Труба дополнена поручнями (ФТД) и скобтрапами (проволока 0,25мм)
• Решетка сверху трубы GMM, каркас для тента WEM
• Наблюдательный марс сделан с использование ФТД
• КПД над марсом самодельный, в наборе неверной формы (КДП изображенной формы не применим для Кронпринца, у него был иной)
• Стеньги и реи заменены на иглы и трубки
• На растяжках и топе сделаны огни
С чего все начиналось.
И продолжение...
Кормовая надстройка
Начну с того, что ее форма и размещение элементов на ней – фантастика.
К сожалению, исправление формы сделало бы невозможным использование стикера.
По этой причине доработки не затрагивают непосредственно форму в плане.
Сделано:
• Изменена форма верхней площадки
• На площадке сделаны сходни «внутрь» надстройки.
• Перенесены позиции 88мм установок
• Откорректирована форма воздухозаборника, установлена решетка
• Жалюзи заменены
• На боевой рубке сделаны смотровые щели с козырьками
• Воздуховод непосредственно под трубой откорректирован. Это характерный элемент для кораблей типа – был разным на всех.
• Все прожекторные площадки изготовлены заново
• Изготовлены 2 фермы, на которые устанавливались площадки
• Доработки прожекторов аналогичны носовой надстройке + сделаны посты управления прожекторами
• Доработаны краны
• Труба дополнена поручнями (ФТД)
• Решетка сверху трубы GMM, каркас для тента WEM
• Стеньги и реи заменены на иглы и трубки
• На растяжках и топе сделаны огни
• Флаг – родная декаль на фольге
Главный калибр:
• Убран ненужный рельеф с крыш (клепка и накладки)
• Сформированы стенками амбразуры стволов
• Сделаны визиры на дальномерах на крыше
• Для башен 1 и 5 изменена форма колпаков дальномеров
• На задней стенке сделан воздуховод.
• Стволы ГК заменены на точенку
Средний калибр:
• Стволы замены на точенку
Зенитные установки:
• От оригинальных установок использованы только щиты
• Они были утончены, сделаны прорези
• Лафет, казенник, имитация приводов, сидений, приборов, стволы – самодел
Шлюпки и плоты
В самом наборе и в наборах дополнений совершенно не верно выполнены тележки, на которых малый флот перемещался по палубе. Это один из основных моментов.
Сделано:
• Изготовлены с ноля 4 тележки (каждая из приблизительно 50 элементов)
• В шлюпках сделаны рыбины, силовой набор, заменены банки, руль и весла – ФТД, весла дополнительно закреплены нитью.
• Катера дополнены ФТД (стенки рубки с окнами, поручни, винты, кнехты, штурвал и пр.), заменены трубы, сделаны люки и двери на рубках
• На плотах сымитирован своеобразный настил, внутренние части дополнены ФТД, закреплены весла.
Дополнения
Ситуация с дополнениями фактически ставит крест на этой модели.
Фирмы, которые производили наборы, канули в лету. Это касается обоих наборов ФТД и стикера на палубу.
• Gold Medal Models 350-20 Konig Class Dreadnought Warship – основной набор. Содержит массу полезных и специфичных элементов. Верные в отличие от WEM носовые гербы (которые были на Konig и Grosser Kurfurst, 2 оставшихся их не несли).
• White Ensign Models 35017 - 1/350 Konig Class Battleship – по сути кроме оформления шлюпок и некоторых незначительных мелочей набор не использовался. В нем много недочетов: неправильные леера, которых к тому же недостаточно на весь корпус, недостаточное количество крышек на палубные люки и пр. Ни в коем случае не рекомендую этот набор в качестве основного.
• ArtWox – из всех возможных вариантов стикеров рекомендую именно его. Причина в не столь контрастной разметке досок, которая позволяет исправить, в частности, положение шлюпочных рельсов.
• RB Models 350L01 -1/350 30.5cm L/50 Barrels x10pcs – стволы ГК. Must с учетом смещения прессформ в модели.
• BMK Models 14-350-KM-150/45 – стволы СК. Также must как и ГК.
• Различные наборы с мелочами от сторонних производителей: леера, поручни на трубы, ограждения, иллюминаторы, маховики, талрепы и много-много всякого.
Окраска
Самое сложное в этом вопросе, как бы оно странно ни звучало, поиск корректных цветов.
В итоге после долгих разбирательств и с оглядкой на флот 2ВМВ (что, конечно, не совсем верно) была выбрана схема RAL7000/7001 для борта, RAL8013 для подводной части, RAL 7016 для горизонтальных поверхностей и ВЛ. Все цвета кроме 8013 из палитры Gunze Sangyo (MR.Color). 8013 – Акан.
Меня не совсем устраивает контраст цветов на фото. В жизни он более выражен.
Финальные фото
(более крупные фото будут выложены позже в обсуждении)
В интерьере:
Вывод:
Корабли – это прекрасно.
Поставленный на полку в соответствующем оформлении корабль привлекает внимание.
Но сам процесс его создания, анализа и сбора информации, банальная попытка уместить знания о прототипе вместе с пониманием своих планов в его отношении в сознание – труд титанический.
Иногда он бывает проще (что-то «простое» или наличие полного отсутствия информации), иногда тяжелее (известный прототип, много информации, тотальная кривизна).
Ситуация с König специфична.
При известности прототипа и большом количестве готовых моделей каких-либо системных исследований практически нет. Я попытался сделать пластик чуть ближе к реальному кораблю.
Есть в этом процессе что-то притягательное. Создается ощущение, что речь идет о настоящей верфи, на которой постепенно растет многосложный, комплексный и уникальный объект. К таким мыслям подталкивает и сама логика сборки – снизу вверх.
И это не какой-то усредненный самолет или танк, которых были тысячи.
Это он, совершенно конкретный, в понятный момент своего пути.
Есть в этом что-то важное.
И, конечно, это интересно. Очень. Иногда заняться «запилом». =)
"Придираться" к статье - и в мыслях не было, так, небольшая ремарка... :)
Главное - что модель - ПЕРВЫЙ "Кениг", похожий на себя. Например, до сих пор - никто не обращал внимание на тележки катеров (перемещающиеся по монорельсу), подъем палубы в районе форштевня и многое другое...
Воистину - титанический труд!