Лазая в закромах, нашёл статью по материалам книги В.Г Ригманта «Самолёты ОКБ А.Н. Туполева». Это в журнале «Авиация и космонавтика 10-2022». Статья называется «Первый сверхзвуковик Туполева».
Ждал, что будет что-то новенькое, но у вы… Всё те же слова, всё те же фото, всё те же схемы и типа чертежи. Вру, фото довольно хорошего качества. Не то, что выложено в интернете. Даже детали шасси можно рассмотреть.
Ну и завело меня. Захотелось заняться ревизией схем самолета. То, что сделано, было сделано на основе компоновочной схемы. Сравнивая фото летавшего самолета с схемой, видны отличия (ниша носового колеса и основное шасси сдвинуты назад; кабина немного удлинена; крыло сдвинуто назад; слабо выражена «талия» самолёта и т.д.).
Попытаемся на свой страх и риск исправить это (в меру своих представлений облика самолёта и его деталей).
Что мы имеем и что примем за основу? Имеем 5-6 фото. Площадь и размеры крыла (скорее всего это из предпроектных предположений), но надо что-то брать за основу. Площадь и размах крыла оставляем, как и во всех описаниях, которые есть в всех статьях. Длину самолета оставляем 32055 мм.
Колею шасси оставим 2,5 метра. База шасси, скорее всего, изменится и удлинится. В книге издательства «PUTNAM Tupolev Aircraft since 1922» нашел размеры колёс и длину бомбоотсека. Колёса 660х200 (носовые) и 900х275 (основное шасси). Длина бомбоотсека у них дана 3680 мм. Поверим им на слово. Ибо другой информации нет. Интересно, почему в русскоязычных статьях про это не пишут? Никто не хотел переводить и все ссылались на того же Ригмана? Хотя статьи появлялись и в «Крыльях Родины», и в «Авиации и Космонавтике» аж три раза.
Двигатели АЛ-7Ф. Нас интересуют габариты: длина 6630 мм, диаметр 1250 мм. Судя по схеме двигателя и его фото, сопло примерно такого же размера, что и воздухозаборник. Мало того, что двигатели установлены под углом к горизонту, они в плане ещё и должны быть раздвинуты. Примем этот угол в 1,5 градуса. Видно поэтому хвостовая часть самолета и имеет такое уширение.
Из книги издательства «PUTNAM» на самолете есть тормозной парашют. Видно, он такой, как и на Ту-128. Кстати, я не видел в интернете (особенно и не искал, правда) фото Ту-128 с парашютом на посадке. Или их должно быть два?
Размах крыла оставляем 17274 мм, площадь тоже – 87,5 м2. Угол установки крыла равен 2º. Крыло двухлонжеронное толщиной 7%. Имеются щитки-закрылки. Что такое щитки-закрылки не знаю: щитки знаю, закрылки знаю. Примем простые закрылки. Угол стреловидности у нас будет 55º по ¼ хорды крыла. Поперечное V крыла 2,5º. Снизу, на концах крыльев, установлены, скорее всего, элементы, защищающие консоль крыла от касания о землю. Зализ крыла и фюзеляжа особенно не виден.
Стабилизатор размахом 7700 мм, двухлонжеронный, с рулем высоты. Судя по фото и компоновочной схеме, стабилизатор крепится к фюзеляжу через кессон. Причём на кессоне есть возможность устанавливать угол установки стабилизатора на земле.
Угол по ¼ хорды как горизонтального, так и вертикального оперения будет больше на 2-3º.
Интересно, почему в русскоязычных статьях про это не пишут? Никто не хотел переводить и все ссылались на того же Ригмана?
А кто кроме Ригманта что-то путное написал про Ту-98? А он сидел на КБшном материале и ничего другого, судя по всему, не использовал. Да и особыми изысканиями в пользу моделистов не занимался, у него несколько иное направление творчества.
А вот насколько можно доверять буржуинским источникам - вопрос отдельный. У них вполне могли быть и копии КБшных материалов, но "до внесения изменений или после"?
Вот список известных мне упоминаний про Ту-98 (это ссылки на картинки):
Крылья Родины 98/6 Стр12-18, Крылья Родины 08/2 Стр.39, Крылья Родины 08/11 Стр.26, Авиация и космонавтика 2.99 Стр.31-33, АвиаМастер 4/98 Стр.40, Авиация и космонавтика 9.01 Стр.22, Авиация и космонавтика 9.02 Стр.3-14, Авиация и космонавтика 9.04 Стр.16, Авиация и космонавтика 3.05 Стр.5, Авиация и космонавтика 4.08 Стр.2, Авиация и Время 2’97 Стр.4,5,7, Крылья Дайджест №17 Стр.27+Вкладка,
Это до 2020 года, ссылки за последние 4 года пока недоступны.
Вот список известных мне упоминаний про Ту-98 (это ссылки на картинки):
Спасибо, Pit. На картинки то я насмотрелся. Мне бы какие-нибудь размеры или фото в хорошем качестве.
Ну а так получается больше альтернативная техническая история. Постараюсь хоть как-то приблизится к оригиналу.
Советую к своему архиву добавить фото из АиК 10-2022. Они там на разворотах, сшить их надо. Я их сшил в фотошопе, но там размеры и вес большой получился.
Ещё здесь есть немного (ниже по ссылке, можно полистать, про 98-й как раз в начале): https://www.labirint.ru/books/715127/
Утверждается, что 98-й, это "папа" 128-го
Добавлено: Вт Июн 04, 2024 8:59 am
Заголовок сообщения:
Baiji@ писал(а):
Ещё здесь есть немного (ниже по ссылке, можно полистать, про 98-й как раз в начале): https://www.labirint.ru/books/715127/
Утверждается, что 98-й, это "папа" 128-го
Да,"папа" то он "папа" 128-му. Только он у нас как тот злостный алиментщик: все знают, а найти не могут. Да и времени сколько уже прошло - лет 60. Да и людей, которые им занимались, скорее всего нет.
Так что как в полиции - рисуем фоторобот.
Добавлено: Вт Июн 04, 2024 10:09 am
Заголовок сообщения:
Маленькое объявление : Владимир Георгиевич (Ригмант) покидает останки ОКБ Туполева на Яузе......
Пришлым ОАКовским "манагерам" показалось излишним содержать музей ОКБ со всеми материалами и с Человеком, берегущим историю.
Вот такие, млять времена !
Дай бог ему здоровья и задора хоть что-то еще публиковать, хотя в последние годы у него настроение было не творческое.....
Сначала картинка, как совпадает компоновочная схема и фото самолёта сбоку. Фото самолёта не в чистом виде сбоку (это видно, что стойки шасси не заходят друг за друга). Точка фотографирования находится ближе к кабине. Заморачиваться не будем, примем это фото за чистый вид сбоку. Поскольку длину самолёта приняли равной 32055 мм, то можем фото выгнать в масштаб и сравнить с компоновкой. Зелёные линии – расположение лонжеронов; синие линии – гермокабина, крепление основных стоек и начало двигателей.
Видно, что носовое колесо сдвинуто, центроплан тоже. Ну соответственно и бомбоотсек за ним. А что нас ждёт с основным шасси впереди…Ещё тот цирк будет.
На фото виден характерный излом каналов воздухозаборников (фото ¾ сзади). Похоже центральная часть самолёта образована прямыми линиями (показано жёлтым цветом).
Каждый самолет начинается с крыла, то мы с этого и начнём. Размах есть, площадь крыла есть, угол стреловидности знаем.
Для определения формы крыла в плане нам надо знать сужение крыла. Это отношение корневой хорды к концевой. Это значение безразмерное. Для определения воспользуемся фото самолета во время подготовки авиапарада в 1957 году. Другого у нас нет. На этом фото, кстати, хорошо видно расширение хвостовой части самолета по т.н. «правилу площадей».
Сужение равно: 3844 делим на среднее значение (981+957=1938/2=969) и получаем 3,97. Сужение у Ту-128 равно 3,7.
Половина площади крыла у нас равна 43,75 м2. Строим четырёхугольник такой площади и методом подбора получаем bкорн=8100 мм и bконц =2020 мм и площадью 43,72 м2. Принимаем пока для дальнейшей работы
Попробуем определить максимальную ширину хвостовой части самолета. Есть у нас фото с хвоста. Колею 2500 мм. Выгоняем в масштаб. Ширину определим по открытым створкам стоек шасси. Ну ещё добавим на сам фюзеляж.
Принимаем. Расстояние от середины самолета до подвески створки стойки шасси 1375 мм. Ширина фюзеляжа в этом месте у нас будет 1500 мм (тут воздухозаборник двигателя)
Стабилизатор делаем по типу крыла.
Первая прикидка есть. На виде сверху верхняя часть самолёта дана через воздухозаборники, нижняя – по горизонтальной плоскости самолёта.
Объёмы изображений получились большие, поэтому отправлю их на диск.
Теперь второй этап. Надо расставить шпангоуты, уточнить и округлить размеры, прорисовать образующие линии и характерные сечения. И переходить на 3D.
https://disk.yandex.ru/d/2Xu8AE0fSHyOdQ
Если площадь вертикального оперения (ВО) можно хоть как-то померить по фото, то площадь горизонтального оперения (ГО) сейчас прикинем. Согласно статистике относительная площадь ГО составляет 0,15…0,30 площади крыла. В среднем 0,225. Площадь ГО будет: 43,72х0,225=9,837м2.
Чтобы иметь хоть какой-то размер по ГО (а нас интересует bкорн), разделим 3844 на 1780. Получим результат 2,16. Это размеры с фото самолета при подготовке к авиапараду в 1957 году. Зная наш bкорн=8100, делим его на 2,16, получаем bкорн=3750 мм. Тогда bконц будет 3750/4=937,5 мм. Округлим до 937 мм и построим ГО. Угол стреловидности по передней кромке принимаем 58º. Площадь ГО тогда будет немного больше 10 м2 и относительную толщину профиля ГО возьмём 5%.
Здесь у нас взята половина площади крыла. Соответственно, полная площадь ГО будет в два раза больше.
Площадь ВО по фото будет 14,09 м2. По статистике относительная площадь ВО находится в пределах 0,10…0,22 площади крыла. Если брать по среднему, то (43,72х2)х0,16=13,99 м2. Угол стреловидности по передней кромке ВО принимаем 58º.
После прорисовки двигатель повернули в плане и угол стал 1º. По вертикали двигатель повернули вверх на 5º. Дадим зазор в 100 мм между габаритом двигателя и обшивкой фюзеляжа. И получим эти «щёчки».
Судя по фото, средняя часть фюзеляжа имеет прямоугольное сечение с закруглёнными краями. На хвостовой части у нас уширения под двигатель.
Шпангоуты расставлял по своему разумению и расстояние между ними в пределах 364 мм (центроплан) до 470…490 мм (в районе кабины). Количество шпангоутов получилось 66. Длина фюзеляжа равна 28279 мм.
Высоты шпангоутов берем с бокового фото самолёта.
Низ фюзеляжа у нас горизонтальный от 25шп до 50шп. Возможно мы его продлим вперёд, до района ниши носового колеса. Верх фюзеляжа также горизонтальный в пределах центроплана (от 25шп до 36шп). Ширина по 25 шп 2294 мм, ширина по шп 36 – 2780 мм.
Горизонтальная плоскость проходит через нос самолета и центр сопла двигателя. Крыло пока расположим по оси самолёта, ГО опустим на расстояние 650 мм вниз.
Добавлено: Чт Июн 13, 2024 9:20 am
Заголовок сообщения:
Baiji@ писал(а):
Икас, а в какой программе Вы рисуете?
Начинаю в Автокаде. Мне там проще масштабировать, менять размер шрифта, вводить цвета и т.д. Ну а дальше перехожу в Rhinoceros. Здесь объём чувствуется лучше.
Первоначально планировался фюзеляж самолета прямоугольного сечения с закруглениями в углах. Но на виде сзади видно, что низ фюзеляжа имеет выпуклость. Пришлось переработать шпангоуты от 25 до 66.
Верх фюзеляжа от 25шп и до конца не стал переделывать и оставил с плоской горизонтальной вставкой. Для примера привожу шп25. Голубой шпангоут до конца фюзеляжа, а синий в начало. Тут всё довольно сложновато: тут и ВЗ, и фонарь, и сама обшивка Ф-2. Надо прорисовывать и увязывать их между собой.
Уточнил сечения шпангоутов в местах расположения двигателя. Дал зазор 100 мм от габарита двигателя и построил обшивку.
Подправил носовую часть. Проработал внутреннюю часть канала ВЗ (и обечайку ВЗ) до двигателя. Проработал центральное тело перед входом в ВЗ.
В очередной раз подправил хвостовую часть. Попытаемся разобраться с носовой частью и воздухозаборниками (ВЗ).
Почему овальные ВЗ? Тогда аэродинамика больших скоростей только начинала развиваться и многое было неизвестно. Ну и взяли овальные, чтобы «уши» сильно не торчали. Это я так думаю, а что там было на самом деле, кто знает…
Если посмотреть на самолёт спереди, то увидим овальные ВЗ да ещё и повернутые на 30º от вертикали. Дальше всё равно они будут круглого сечения, когда будут подходить к двигателям. Попытался вписать после ВЗ каналы круглого сечения, но они туда не входят. Поэтому до начала Ф-3 оставил их овальными, а уж потом перед двигателями они стали круглыми.
Если на виде сбоку померить ВЗ, то он будет в проекции размером 1150 мм. На фото самолёта спереди построим овал на ВЗ и впишем его в этот размер. Размер осей округлим. Длинная ось будет 1240 мм, короткая – 840 мм. Осталось построить изогнутую ось ВЗ и аэродинамически облагородить эту «загогулину». Да, пришлось повозится, но вроде вписал. Тут ещё и фонарь «мешает», и зализ между ВЗ и фонарем надо сделать. Пришлось и фонарь прорисовывать. Как и при любом проектировании – чтобы сделать одно, необходимо сделать другое, которое в свою очередь зависит от первого. А то и от третьего.
Так что получились такие «ушки».
Наверное, займусь фонарём. Надо окошки прорезать, расшивку наметить, открыть крышки фонарей для посадки. На Ту-128 они так открываются.
Да, пришлось повозится с фонарём. Там-то стёкла ровные, надо их вписать в обшивку. Ну и чтобы было хоть немного похоже на то, что на фотографии. Пока это выглядит так.
Надо стекла прорезать. Тогда это будет лучше смотреться.
Baiji@, а где Вы видели признаки "правила площадей" на фото, а не на картинках? Я же недаром в заголовке ввёл слово "ревизионизм" в хорошем смысле. Посмотрите на фото модели "98" из музея Туполева. Там и признака такого нет. И первый "105" был сделан без "правила площадей". Это потом на Ту-22 это было применено. Да и на Ту-128 нет этого правила, хотя он делался позже. Посмотрите на Ту-128 спереди сверху. Там идет просто расширение конца фюзеляжа из-за двух двигателей. А воздухозаборники как уши торчат. Фото приводить не буду. А вот фото "98" приложу. Там верх воздухозаборников ровный, да и расшивка под крылом ровная, без изгибов, почти на всю длину фюзеляжа.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы не можете скачивать файлы