Наши проекты: 3D печать и услуги : Wiki : Сувениры : Walkarounds :
Войти Регистрация
Форум моделистов на ScaleModels.ru
 Наблюдаемые темыНаблюдаемые темы    FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   medals.phpНаграды   ИзбранноеИзбранное   РегистрацияРегистрация 
  Наблюдаемые форумыНаблюдаемые форумы  ПрофильПрофиль    Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Самолет "105" Туполева. Азы проектирования

На страницу Пред.  1234  След.
 Список форумов Форум моделистов на ScaleModels.ru -> Самолеты СССР после 1950 года - СССР -> Самолеты СССР после 1950 - ОКБ Туполева
новая тема  ответить  для печати Предыдущая тема Следующая тема 
Автор
Сообщение
Займемся закрылками. В архивных материалах упоминаются только простые закрылки, у которых ось вращения проходит в середине носке.
Как отклоняются закрылки видно только на кадрах кинохроники. Фото мне не попадалось.
В первом приближении они выглядят так. И размер у них примерно 4,0х2,2 метра. И неровная поверхность из-за зализа у фюзеляжа, создающая хорошее боковое усилие. На кадре из кинохроники вроде видно, что закрылок состоит из двух частей (?). Есть какое-то затемнение, похожее стык двух частей закрылка. Ну а поскольку мы занимаемся типа проектированием, то и примем это.
У нас получились два закрылка: внутренний и наружный. С наружным проблем нет, скажем так «классический» вид.
Внутренний закрылок есть часть зализа крыла у фюзеляжа и обшивки первой отъемной части крыла. За счет нижней выпуклой части зализа носок закрылка получается объемным. Для уменьшения объема толщину закрылка у фюзеляжа примем такую, как и у левой части.
Ось поворота обоих закрылков остается одна. Закрылки поворачиваются на 35 градусов. Линия пересечения закрылка и зализа покажет нам остаток нижнего зализа. При положении закрылка 0 градусов появляется довольно большая щель между зализом и закрылком.
Тут появляются три варианта. Оставляем так, как получилось, с щелью. Попробуем щель закрыть какой-нибудь шторкой (учитывая криволинейную поверхность закрылка будет еще та морока). И третий вариант: попробовать уменьшить кривизну нижнего зализа, сделать его более плоским.
Ну а пока наше крыло выглядит так.
Следующий раз попробуем изменить обводы нижнего зализа.

# # # # #
# # #
^
    


в игноре у 8 пользователей
А что за кинохроника?
^
    
FORGER писал(а):
А что за кинохроника?

Легендарные самолеты. Ту-22М Сверхзвуковая эволюция Студия ООО ВИАНЖ ПРОДАКШН и ОАО ТРК ВС РФ ЗВЕЗДА 2014 г
^
    


в игноре у 8 пользователей
Подробный анализ. Посмотрим, что получится.
^
    
Поджал нижнюю часть зализа фюзеляжа. Сечения через колеса шасси показывают, что зазоры существуют. Минимальный зазор получился 30 мм. Надеюсь шасси туда уместится.
Щель между краем нижнего зализа и убранным внутренним закрылком получается 31-125 мм. Зазор между краем нижнего зализа и носком внутреннего закрылка в пределах 70 мм.
В принципе крыло готово. Кронштейны навески элеронов и закрылков не показаны. Скорее всего они будут как на Ту-22. Элерон подвешивается на пяти кронштейнах, закрылки на двух каждый. Расшивка панелей и лючки обслуживания? Как на серийном самолете.
Займемся теперь фюзеляжем.

# # # # #
# # # # #

Добавлено спустя 11 часов 40 минут 37 секунд:

Длины фюзеляжа у нас нет. В описании самолета только диаметр фюзеляжа 2500 мм.
Предположу, что размеры на схеме самолета отличается от построенного экземпляра. Не в сильной степени, но есть. Тут влияют и уточненный перечень оборудования, компоновка, требования технологов, объемы топлива и другие факторы, влияющие на конструкцию самолета.
Зная размеры некоторых элементов самолета, можно прикинуть размеры и остальных. У нас такого нет, будем импровизировать.
Есть компоновка самолета. Но она сделана еще на стадии, как я понимаю, аванпроекта. Отсюда можно взять образующие фюзеляжа.
Есть фото взлета самолета. Правда носовая часть не вся попала. Но здесь снято четко сбоку. А учитывая большие размеры самолета, то и издалека.
Кто немного знает теорию фотографии (или раздел «Оптика» в физике), то обращал внимание, что при близкой съемке объекта (или при малом фокусном расстоянии) происходит искажение вертикальных (нас они больше интересуют) линий. Пример: двигатели на Ту-22. Грубо двигатели имеют бочкообразную форму и по длине разбиты на отдельные части (воздухозаборники, сам двигатель, форсажная камера и сопло). В этих местах сечения имеют круглое (овальное или эллиптическое сечение). На чертеже они при виде сбоку (или сверху) отображаются прямыми линиями. А если фотографировать двигатели с близкого расстояния, то эти линии изогнуты (для примера панорамы, где боковые элементы значительно меньше, чем в середине).
Поэтому для сравнивания размеров на объекте желательно иметь фотографию с далекого расстояния и сделанную с большим фокусным расстоянием.
Может и есть какие-то программы для обработки фото с близкого расстояния (или с маленьким фокусным расстоянии) и приведения их к натуральным размерам, я не знаю. Хотя с появлением цифровых фотографий они должны быть.
Но у нас только старые фотографии. Или негативы.
Сделаем так. Зная размеры и расположение двигателя в гондоле, масштабируем фото. Отсюда определяем длину гондолы двигателя. Сравнивая длину гондолы двигателя с другими характерными размерами. У нас это шп13, начало крыла на фюзеляже (это уже из нашего чертежа).
На «105» стояли двигатели ВД-7М длиной 7300 мм. Поскольку это габаритный размер, то нам надо убрать размер выступающего за обечайку обтекателя перед компрессором (примем его 200 мм). Тогда длина двигателя будет 7100 мм (от обечайки двигателя до обреза сопла). Можем отсюда прикинуть расстояние до конца фюзеляжа. Назначим положение шп13.
Разбивку фюзеляжа на секции примем как на Ту-22. Шп0-шп1 – секция Ф1; шп1-шп13 – секция Ф2; шп13-шп33 – секция Ф3; шп33-шп60 – секция Ф4 и шп60-шп85 – это секция Ф5. Длины секций будем округлять до 5 мм.
Длину носовой части Ф1 предлагаю определить по скринам из фильма «Легендарные самолеты. Ту-22М. Сверхзвуковая эволюция». Только там есть снятые с боку кадры рулящего и взлетающего самолета. Как писал выше, тут снято издалека (относительно, конечно) и искажения тут не очень сильные (будем считать так).
В Ту-22 шп13 имел круглое сечение. Далее круг переходил в прямоугольное сечение, верх и низ которых был закруглен.
Судя по фото «105», такое сечение у него еще оставалось в районе стыковки начала крыла к фюзеляжу. Тут у нас два варианта. Или мы с круглого сечения шп13 переходим на прямоугольное на шп33. Или еще продолжаем круглое сечение до шп23 (назначим его) и далее переходим на прямоугольное на шп33.
Еще закавыка. У Ту-22 носовая часть до шп13 наклонена вниз на какой-то угол. Скорее всего это связано с обзором вперед. И у нас это должно быть. Только носовую часть будем опускать или от шп13; или от шп23; или даже от шп33. Надо прорисовывать.
Судя по боковым фото «105», у него верх гаргрота параллелен продольной оси самолета. Также как нижний обтекатель (где люки посадки в самолет, окно прицела штурмана).
Да, сегодня у нас больше описательского, так сказать «протокол о намерениях». И как «джентльмену» надо его выполнять.

# # # # #
^
    


в игноре у 8 пользователей
Вопрос у меня к Вам по крайней картинке: если это 105-я машина, (а похоже), почему у нее номер на киле 43? Или это не она?
^
    
FORGER писал(а):
Вопрос у меня к Вам по крайней картинке: если это 105-я машина, (а похоже), почему у нее номер на киле 43? Или это не она?

Журнал "Авиация и Время" писал, что "105" после аварии был отправлен в Баду.
Был когда-то сайт Кудрявцева ВФ, преподавателя Иркутского авиаучилища, так он выкладывал фото Ту-22. Там и попадались фото и "105".
На поскольку это армия, времена СССР, все должно быть ровно и аккуратно. Примером может служить Ту-22, который стоял в Иркутске, а потом был перевезен в Верхнюю Пышму. Так у него номер "42" на створке шасси, а на киле "45". А поскольку "105" и Ту-22 (их там было 2 или 3 самолета) стояли рядом, то кто-то и решил в Иркутске их посчитать по порядку. Это мои мысли и что там было на самом деле...
# #
^
    


в игноре у 8 пользователей
икас писал(а):

Был когда-то сайт Кудрявцева ВФ, преподавателя Иркутского авиаучилища

Да, помню я этот сайт. Там было много очень интересных фотографий, но, к сожалению, они и тогда уже не открывались, так и оставались мелкими. Интересный был сайт у него. Сейчас не знаю, можно его найти или нет?
P.S. Интересно, что раньше я никогда не слышал название аэродрома Бада.
^
    
FORGER писал(а):
P.S. Интересно, что раньше я никогда не слышал название аэродрома Бада.


Это карта аэродромов России. Так, для информации. У меня открывается. Может сейчас что-то ограничили.
https://maps.aopa.ru/#lon/101.510291/lat/46.647425/z/4/ll/av

Добавлено спустя 10 минут 25 секунд:

Займемся фюзеляжем. Крыло разработано. Одна характерная точка у нас есть – стык крыла с фюзеляжем. Вторая – обрез сопла двигателя. Примем, что обечайка двигателя находится в плоскости края первой крышки двигателя, где заканчивается воздухозаборник (если считать расстояние от носа самолета). Длина двигателя принята нами 7100 мм. Выгоняем в масштаб фото самолета под этот размер.
Сравним компоновку самолета «105» и фото самолета сбоку, выгнав их в один масштаб. Масштабировать будем от второго лонжерона. Хвостовые части практически совпадают. А вот носовые нет. Носовая часть компоновки длиннее миллиметров на 700.
А поскольку фотографии больше доверия, то сделаем так. Носовую часть от компоновки наложим на фото. Разобьем фюзеляж на секции и получим общую длину фюзеляжа.
Носовая часть фюзеляжа имеет наклон вниз на 1,5 градуса (округлим до ровной величины). Видно это сделано для лучшего обзора при взлете и посадке. Наклон носовой части примем от шп33.
Носовая часть имеет круговое сечение. Шп33 уже прямоугольный, с закругленными верхом и низом. На каком-то расстоянии от шп13 у нас будут еще круговые сечения, а потом они перейдут в шп33. А может будем переходить с кругового шп13 на прямоугольный шп33. Надо прорисовывать. Высота шп33 будет 2500 мм. Ширина тоже 2500 мм.
Гаргрот идет от кабины до шп44, где он будет переходить в хвостовую часть. Верх гаргрота параллельный оси самолета. Гаргрот на шп44 примем высотой 150 мм (надо же нам где-то прокладывать трубопроводы и жгуты электрики и т.д.). Низ фюзеляжа тоже ровный, параллельный оси самолета. По крайней мере это будет от шп33 до шп60. Образующую низа (да и верха) фюзеляжа возьмем как на компоновке самолета.
Кстати, шп60 перенесем немного дальше, чтобы сделать грузолюк длиной 6920 мм, как у Ту-22. А в том месте введем новый шпангоут шп59.

# #
^
    
Займемся носовой частью. Обведем контуры носовой части компоновки. После прикидок выбираем. От носа до шп13 будет будут круглые сечения (шпангоуты). Далее будут шпангоуты, переходящие в шп33.
Наложим получившийся контур на фото самолета. После ряда прикидок оптимально будет определить контуры носовой части новым построением.
В результате принимаем. Наклон носовой части 1,25 градуса. Ось наклона будет начинаться на шп33. Верхняя образующая контура состоит из двух кривых: 0н-шп13; шп13-шп33. Шп33-шп44 – прямая линия.
Нижняя образующая от 0н до шп13 – зеркально повторяет верхнюю. От шп13 до шп33 – прямая линия, от шп33 до шп44 – прямая линия.
Шп33 оставляем за базу, от которого будем назначать размеры до передних шпангоутов округляя их до 1 мм.
С размерами между шпангоутами определились, сечения до шп13 круглые. Шп1 и шп13 будут наклонены на 1,25 градуса. Далее шпангоуты будут идти перпендикулярно оси самолета. После подгонки вырисовались такие размеры. Шп33 и шп44 одной высоты – 2500 мм.
Шпангоуты с 33 по 60 будут с вертикальными стенками, равными высоте примыкающего в этом месте зализа фюзеляжа.
Боковые образующие – до шп13 имеют такую же кривизну, как верхняя (и нижняя). От шп13 до шп33 вписываем кривую.
В первом приближении это выглядит так. Далее займемся хвостовой частью.

# # # # #
^
    


в игноре у 4 пользователей
Вот смотрю на скриншоты и бросаются в глаза наплывы на крыльях,
как-то они не аэродинамично выглядят для такого всего обтекаемого самолёта.
Это реально так было?
^
    
57 писал(а):
Вот смотрю на скриншоты и бросаются в глаза наплывы на крыльях,

Согласен. Мне надо было это назвать не "Азы проектирования", а типа "Попытка реконструкции самолета "105".
Как любое сложное изделие - это продукт компромиссов. Основное шасси не куда прятать: Там центроплан, там бомболюк. Вот проектировщики и выкрутились.
Видов сверху (кроме одной, которую я нашел в интернете) нет. Даже нет фото модели из музея Туполева полностью. Ну а если сбоку смотреть на опытный самолет, так не особенно большой наплыв. Я делаю по своим прикидкам, а они могут отличаться от тех, что были в 50-х годах прошлого столетия.

# #
^
    


в игноре у 4 пользователей
Вот. На второй фотке при взгляде спереди наплыв начинается под хорошим углом к поверхности крыла,
40-60 град, у вас на рендерах в посте выше он чуть ли не под 90 градусов.
^
    
57 писал(а):
Вот. На второй фотке при взгляде спереди наплыв начинается под хорошим углом к поверхности крыла,
40-60 град, у вас на рендерах в посте выше он чуть ли не под 90 градусов.

Хорошо, учту. Надо будет просмотреть, не будут ли колеса касаться зализа. А то придется немного поднимать высоту зализа.
Сейчас хочу закончить фюзеляж.
^
    
Исправил примыкание зализа к крылу (уменьшил угол).
Прорисовал хвостовую часть и дал несколько сечений ближе к концу фюзеляжа. В этом месте будет стабилизатор и по виду на фото, похоже, сечения тут должны быть как бы прямоугольные.
Следующий шаг – стабилизатор. Он у нас имеет отрицательный угол установки. И с чем это связано? Непонятно. Ну будем делать как на фото.

# # # # #
^
    
Стабилизатор. Поскольку ближайший «родственник» у нас – это Ту-128, то сначала было решение сделать такое же горизонтальное оперение. Но когда посмотрел, как «выгибается» стабилизатор на Ту-128, решил не заморачиваться. Да и руль высоты (судя по описанию Ту-128) использовался только в нештатных ситуациях. И у нас будет показан только управляемый стабилизатор вместе с рулем высоты.
Фото Ту-128 взял у О.А. Подкладова. Он где-то в году 2018 выкладывал на сайте Забайкальского клуба стендового моделизма обзор Ту-128.
По прикидкам стабилизатор наклонен от оси самолета на 5 градусов. Примем так, округленно. Зачем так? У меня только версия, что надо погасить пикирующий момент от установленных выше центра масс тяги двигателей. Особенно при разбеге, когда надо оторвать носовое колесо.
Из описания Ту-22 стабилизатор отклоняется на 1 градус вверх и на 19 градусов вниз. Для ровного счета примем: 2 градуса вверх и 20 градусов вниз. Угол отклонения будем считать от оси самолета. Если потом делать отклоненный стабилизатор и руль высоты, то и углы отклонения у РВ будут такие же, только знак будет меняться с минуса на плюс.
Как всегда, свойство стреловидного крыла при повороте вокруг оси вращения. А ось вращения у нас под углом к оси самолета. И носок стабилизатора, и носок руля высоты цепляются за зализ стабилизатора и за сам стабилизатор. Так что пришлось подрезать носки у них.
Стабилизатор выглядит у нас так: 0º; -2º и +20º.
Теперь попробуем отрисовать фонарь с гаргротом.
Фонарь штурмана отложим «на закуску». Пока меня смущают полукруглые передние стороны стекол. Перед ними должен стоять гермошпангоут №1. Будет он в этом месте не круглый, а овальный. Начнем прорисовывать, что-то прояснится.

# # # # #
^
    
Фонарь с гаргротом вырисовался таким. И нижний обтекатель с люками для посадки. Сравнивать особенно не с чем.
Оставляем пока так. Остекление кабины штурмана может заставит изменить нижний обтекатель.
Следующее – обтекатель РЛС с остеклением кабины штурмана.

# # # # #
# #
^
    


в игноре у 8 пользователей
А на носу не было прозрачного блистера?
^
    
Pavel_P писал(а):
А на носу не было прозрачного блистера?

Был и будет. Пока не стал заморачиваться с стеклом, потому как место там сложное. Сделаю остекление кабины штурмана, там все исправлю.
^
    
Остекление кабины штурмана.
Далее попробуем закончить фюзеляж: носовую стойку шасси; грузолюк; хвостовую опору; нишу тормозного парашюта.
Надо сделать зализ стабилизатора. Пока он у меня не особенно получается.

# # # # #
# # # #
^
    
Страница 2 из 4 На страницу Пред.  1234  След.

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы не можете скачивать файлы
Канал на Дзене Телеграм ScaleModels.ru Вконтакте Подписаться на RSS
ScaleModels.ru - сборные масштабные модели. © 2005-2022
Privacy Policy