Наши проекты: 3D печать и услуги : Wiki : Сувениры : Walkarounds :
Войти Регистрация
Форум моделистов на ScaleModels.ru
 Наблюдаемые темыНаблюдаемые темы    FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   medals.phpНаграды   ИзбранноеИзбранное   РегистрацияРегистрация 
  Наблюдаемые форумыНаблюдаемые форумы  ПрофильПрофиль    Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Помогите с цветами рисунка на Як-1Б Алелюхина

На страницу Пред.  12345  След.
 Список форумов Форум моделистов на ScaleModels.ru -> Самолеты до 1950 - СССР -> Самолеты до 1950 - СССР: Самолеты ОКБ Яковлева
новая тема  ответить  для печати Предыдущая тема Следующая тема 
Автор
Сообщение


в игноре у 8 пользователей
CK писал(а):
romanmec писал(а):

А номер какой? Хоть у кого-то в полку?
А пятна куда делись?
30 новых Як-1Б получено полком в апреле 1943 года на Саратовском авиазаводе!

Тут возможно перепутаница, т.к. первую партию Як-1б полк получил с завода еще в ДЕКАБРЕ 1942 г., а в апреле - вторую. Вторая партия - это как раз те самые с пантерой и пр.
А вот первая могла быть в зимнем смываемом камуфляже под который зимой 1942-1943 гг. завод черные пятна не наносил в какой-то определенный период, почему у многих полков Як-1б на фото весны 1943 года виден самый разнообразный нестандартный камуфляж, сделанный самостоятельно. Кстати, вполне вероятно, что на смываемом покрытии 9-го гиап были дарственные надписи от трудящихся Пензы.


В декабре не первая партия - а получены до полного штата после перевооружения!
А в апреле не вторая партия, а 30 новых бортов.
И разговор именно о них. Пантеры-леопарды именно на этих самолетах были.
А зима 42-43го, зимний окрас, дарственные надписи - про них в этой ветке я и не спрашивал (см. заголовок
ветки).

Но вопрос теперь задам - а с чего завод зимой черную краску не наносил на Яки? Кончилась?
^
    


в игноре у 9 пользователей
Станков писал(а):
Пятен чёрных не было..

ну я понимаю можно утверждать что угодно, когда нет фото это могущих опровергнуть, но фото то есть - с ними! и на 2-й стр. скрин из игры собственного авторства - тоже с пятнами, которых "не было") если они не черные, то можно узнать марку этой краски - "темно-зеленой", или как там она называлась по вашему? и почему никаких зеленых, кроме АМТ-4 в документах и альбоме выкрасок нет?
^
    


в игноре у 5 пользователей
jetac писал(а):
то можно узнать марку этой краски - "темно-зеленой", или как там она называлась по вашему? и почему никаких зеленых, кроме АМТ-4 в документах и альбоме выкрасок нет?

Потому что этой "темно-зелёной" (по Станкову) эмали в природе и не существовало Smile
^
    


в игноре у 9 пользователей
AndyK
может существовала, но просто раптолоиды изменили историю!?
^
    


в игноре у 19 пользователей
jetac писал(а):
и почему никаких зеленых, кроме АМТ-4 в документах и альбоме выкрасок нет?

Потому, что это альбом 48 года. Формально до конца 43 года никто не запрещал
использовать эмаль АЭ-7, которая была гораздо темнее АМТ-4, но темно-зеленой
ее никто не называл - только защитная, правда по крайней мере с середины 41
года ее абсолютно точно не производили.
^
    


в игноре у 9 пользователей
касательно альбома понятно, но в документах (которые выкладываете периодически) использование АЭ-7 тоже что-то не попадалась
^
    


в игноре у 19 пользователей
jetac
Ну далеко не всё выкладывают.
^
    


в игноре у 9 пользователей
мне кажется - Вы бы об этом уже написали, если б в них был прецедент. и "кредитная история" оппонента (хотя книга с Яками мне понравилась, как материал для размышлений) не позволяет просто принимать на веру темно-зеленые пятна
^
    


в игноре у 19 пользователей
jetac
Писал, но думаю, что если и были зелено-зеленые схемы, то в 41-м году, да и
то скорее самолеты окрашенные АЭ-7 камуфлировали новыми защитными красками.
^
    
[quote="romanmec"]
CK писал(а):
romanmec писал(а):

А пятна куда делись?

Тут возможно перепутаница, т.к. первую партию Як-1б полк получил с завода еще в ДЕКАБРЕ 1942 г., а в апреле - вторую. Вторая партия - это как раз те самые с пантерой и пр.
А вот первая могла быть в зимнем смываемом камуфляже под который зимой 1942-1943 гг. завод черные пятна не наносил в какой-то определенный период, почему у многих полков Як-1б на фото весны 1943 года виден самый разнообразный нестандартный камуфляж, сделанный самостоятельно. Кстати, вполне вероятно, что на смываемом покрытии 9-го гиап были дарственные надписи от трудящихся Пензы.

romanmec писал(а):

В декабре не первая партия - а получены до полного штата после перевооружения!
А в апреле не вторая партия, а 30 новых бортов.

Это не меняет сути моего сообщения для вас: информация о пятнах была получена опросом источника много лет после ВОВ. Соответственно источник, а за ним и интервьюер, могли перепутать одно с другим.
romanmec писал(а):

Но вопрос теперь задам - а с чего завод зимой черную краску не наносил на Яки? Кончилась?

Точного ответа я вам сейчас не дам: могла кончиться, могли исключить для ускорения процесса окраски. Как найду информацию в архивах сообщу. А по фото имеем на машинах разных полков весной 1943 года самый разнообразный черно-зеленый камуфляж. В отличие от завода, на фронте, из-за дефицита краски, могли применять самые разнообразные приемы и ноу-хау: разбавить, смешать, что есть и т.д. и т.п.
^
    


в игноре у 8 пользователей
Окунаясь в какой-либо вопрос, в изучение какой-либо темы, никогда не знаешь, как далеко это зайдет, во-первых, и каков будет итог, во-вторых. Всегда кажется, что проявив упорство, можно достигнуть положительного результата.

Решив построить Як Алелюхина, задал вопрос на Скалу, поскольку не понравилось, как на гуляющем в сети боковике выглядит его номер.

А выяснилось, что и фото бортовых номеров-то на яках этих нет от слова совсем.

Все мы натуры увлекающиеся, поэтому я решил поискать.

Начал с книг, которые написаны ветеранами этого полка. Книги писали В.Лавриненков «Возвращение в небо», «Сокол номер один» и Д.Зильманович - «Созвездие героев», «На крыльях Родины». Приобрел их на Alib.ru. Благо, нынче это стоит по 100 руб. за книгу. Фото в книгах есть, но информации из них мы никакой не получаем. Перечитал эти книги. Только Лавриненков уточняет, что все его самолеты были с бортовым №17. По бортовым номерам остальных летчиков данных нет.

В дальнейшем выяснил, что корреспондентом газеты 8й Воздушной армии «Сталинский воин» в тот период был Илья Бражнин, достаточно известный писатель как до, так и после ВОВ. И он тоже написал книгу о своем участии в ВОВ.
Бражнин был на разных фронтах, поэтому его книга разделена на несколько частей. Нас интересует «Южный блокнот». Там он описывает, как бывал в 9 гиап, описывает практически каждого из летчиков, даже фото есть. Но тоже ничего информативного.

Искал в сети выпуски «Сталинского воина». Нет их.

В 1943 году в день ВВС газета «Красная Звезда» опубликовала статью о Героях 9-го гиап. Фото работы Ю. Скуратова, всем известны. Но бортовых не видно. Пролистывал в сети «Правду», «Сталинский сокол», другие газеты этого периода. Тоже ничего.

В Москве в одной из гимназий с советских времен существует музей боевой славы 9 гиап. С советских времен! Удача, решил я. Созвонился с директором, объяснил, кто я и что ищу. Мне дали телефон директора музея — молодой парень-преподаватель, нет и 30 лет. Пообщались, он сказал, что был по этому вопросу даже в ЦАМО. Но ни фото, ни другой инфы там тоже нет!

В Крыму есть музей Амет-Хана Султана. Связался с Тефиде Мухтерем, директрисой музея. Но и там ничего. Даже данных о бортовом номере яка Амет-Хана нет. Кстати, доступное фото в сети, где Амет-Хан стоит на фоне яка с черной пантерой, именно из его музея.

Запросы в музеи ВВС в Монино, Сталинградской битвы в Волгограде, в Ростовский краеведческий, в Таганрогский краеведческий музеи результата не дали.

В Волгограде в одной из гимназий возродили музей 8-й Воздушной армии. Написал, попросил. Дали контакты тети одной, которая ответственная там за это. Пообещала посмотреть. Оказалась настолько ответственной, что сколько я не писал в последующем, не удосужилась даже ответить. Дело ясное, школьника со смартфоном послать стенды отснять, это ж убиться, какой труд.

Также в сети нашел страничку ВК одного из депутатов г.Щелково, где он помогает бедным, кормит бездомных, заботится о жителях вверенного округа и …. возлагает цветы к могиле ГСС командира 9 гиап Морозова. Целый опус на страничке, как чтит память земляка-героя. Начал писать ему в ВК, объяснил ситуацию, спросил, не знает ли он про родственников. Этот укруток даже не удосужился слова мне ответить. Ну, оно и понятно, депутат, слуга народа...

Искал по музеям на родине пилотов 9 гиап — Кузьмина, Алелюхина, Головачева, Сержантова, Морозова, Дранищева и т. д. Пусто.
Много музеев есть в средних школах в городах и селах, откуда родом были эти летчики. Писал и туда. Кроме фотопортретов самих пилотов, никакой инфы там больше не было.
П.Головачев после войны жил и умер в Минске. Написал в минский музей истории ВОВ — фото не располагают.
Музей имени Льва Шестакова был в советское время в одной из украинских средних школ. Судя по информации в интернете, школа есть до сих пор, но упоминания там на сайте о Шестакове… Ну вы поняли… Я даже писать не стал.

Выяснил, что А.Ковачевич, на тот момент комэск 2, жил после войны в Монино. Через однокашников узнал, что жива его дочь — Татьяна Аркадьевна. Дали ее телефон. Списался-созвонился. Обстоятельно объяснил, что ищу. Поискала, выслала фото. Интересные, но только летчиков. Про самолеты — ноль инфы.

Также вышел на замполита 9 гиап (послевоенного, естественно), который готовит к выходу книгу об истории полка. У него на эту тему тоже ничего нет.

Меня заинтересовало, кто такой, этот Ю. Скуратов. Погуглив, обнаружил, что Юрий Скуратов (не путать с прокурором всея Руси) был штатным фотокором «Сталинского воина». И про него не раз упоминал в «Южном дневнике» И. Бражнин.
После войны он долго работал в газете «Известия», в том числе освещал авиационные темы. В частности, он фотографировал полеты Ю.Гарнаева на «крокозябре» вертикального взлета, предшественнике Яковлевских вертикалок.

Позвонил в газету «Известия», попытался начать объяснять про бывшего фотокора, про какой-нибудь совет трудовых ветеранов газеты, про память — на том конце провода был молодой девичий голос… Какой совет ветеранов газеты? Кто такие ветераны? Какой Скуратов? Ну, понятно, на этом разговор и закончился.

Вдруг на просторах Интернета наткнулся на статью за 2015 год в передовом официальном средстве массовой информации Вооруженных сил МО РФ журнале «Ориентир». Даже отметил про себя, насколько от жизни отстал, даже названия такого не знаю — а это официально издание — лицо МО РФ.

Статья о том, как работал у них в журнале Петр Юрьевич Скуратов. Фотокором. И принес в редакцию целую охапку фото военных лет. А это фото, сделанные его отцом. Юрием Скуратовым. А на них Кузьмин, Алелюхин, Шестаков, Сержантов, Дранищев, да на фоне самолетов перед вылетом. И т. д. и т. п. И судя по описанию, выходило, что там есть фото, которых никто ранее не видел. Далее в статье говорилось, что П.Скуратов внезапно умер. И эта статья — память о нем. И три фото. В том числе Кузьмина в Яке с победными звездами. Размером поболее, чем она была в открытом доступе ранее. А в тексте написано, что на фото 21 звезда. Хотя на фото видим только 20. Следовательно, и это фото урезано перед печатью.

Решил позвонить в редакцию. А на сайте написано, что издание за ненадобностью ликвидировано. Нет его больше. Уже несколько лет. Такой нужный был журнал для МО РФ.
Но по указанному телефону все же ответили. И сказали, что да — издание закрыто. Сотрудники переведены в Военно-исторический журнал. Написал на сайт с просьбой дать контакты автора статьи. Пришел ответ, что он не работает больше. Это меня не устроило. Начал звонить в редакцию ВИЖ. Дозвонился. И тут мне расставили все точки над I: журнал ликвидирован, автор статьи Олег Котов это псевдоним, сейчас не работает, все компы, бывшие в редакции «Ориентира», в том числе с этими фото отсканированными, просто выкинули, они на фиг были никому не нужны. А семья П. Скуратова ничего после его смерти тоже не сохранила. К ним подходили еще на похоронах, но они неадекватны, стали голосить, что весь дедов хлам наконец-то повыкидывали иштобоставилиихвпокое.
Помимо этого в редакции сказали, что я не первый и несколько лет назад по этому вопросу их уже беспокоили. Я был настойчив и просил хоть какой-то контакт автора статьи. Мне дали телефон его. Но по нему какая-то истеричная женщина начала орать, что за..долбали, нет тут никакого Олега и больше сюда не звонить…

Вот и все о моих изысканиях. На этот раз отнюдь не хэппи энд.

Да, в архиве минобороны я не был. Однако, полагаю, что там мог быть Михаил Быков, к примеру. Но в его статьях про советские ГИАПы ничего про эти яки нет…

В журнале боевых действий 9 гиап в графах «бортовой номер самолета» тоже пусто. Можно выловить только некоторые серийники. Но они, по большому счету, ничего не дают.

Отдельно надо написать о моем общении с Александром Владимировичем Станковым. Это было весной 2020 года. Я написал ему, задав вопросы по якам 9 гиап. Он ответил. Конечно же, сообщил, что он располагает информацией. По всем эскадрильям, по всем машинам, по каждому бортовому номеру.
Первая аэ Алелюхина — красные носы и пантеры/гепарды на фоне сердец. Сердца не на всех машинах.
Вторая аэ Ковачевича — голубые носы и надпись «Мы из Одессы».
Третья аэ Амет Хана — желтые носы и орел, клюющий змею со свастикой.
Все имеющиеся в сети фото этих бортов, по словам Станкова, его. Украдены в конце 90-х из его ненапечатанной книги «Яки в полках ВВС» издание первое. И проданы буржуям! За границу!
На мою просьбу дать хоть какую-нибудь фотку, хоть стиль написания бортового номера, хоть привязать номер к какой-либо машине начал вилять-юлить, мол его фото от 100 долларов для обеспеченных западных моделистов (ну т. е. поскольку я восточный, то уже по любому мимо). И мол, дождитесь выхода первой части книги (уже восстанавливается, осталось день-два). И уж тогда…. Будет всем счастье.

При этом, как напророчил — сказал, не надо делать Як из 9-го гиап. Сделайте Як Чувилева из 427 иап. Достойный летчик, в сети много фото.
А с яками из 9 гиап, сказал, неудобно впоследствии вышло. Немцы их запомнили, и когда шестаковцы сдали оставшиеся машины в 73 и 85 гиап, то пилотам этих полков немчура накостыляла потом.

Я полазил после переписки с ним по ЖБД 9го гиап, а там и вправду написано, что самолеты были сданы в эти полки их же авиадивизии. А на сайте ava.org.ru в разделе 73 гиап, наткнулся на такое вот фото:

#

Так что, истина где-то рядом ))).
^
    
Добавлю свои 5 копеек.

Красные носы 1-й аэ 9-го иап - это не только коки винта, а кок и до середины капота.

По боевому расчету на 20.5.43 г.к Борисенко попала машина № 15104 (бортовой № 15), однако, 16.6.43 она была уже потеряна: сержант Зоткин, несмотря на запрет комполка из-за узкой полосы для взлета, стал взлетать парой с Л.Литвяк. Последняя на взлете уклонилась, и ведомый врезался в капонир.

Из 9 машин, переданных из 9-го гиап в 73-й гиап 7.4.43 г. к концу июня осталось 4. Из пяти других машин одну сдали в учебную аэ, две потеряли в авариях и катастрофах и только две от непосредственного воздействия противника (одна не вернулась 18.7.43, вторая была подбита 1.8.43 и разбита при вынужденной посадке). Так что тезис "накостыляли" - не соответствует, как минимум по одному полку.

ИМХО на фото Амет-Хана, сидящего на крыле, на борту машины прорисовывается контур (не законченный рисунок) не от орла, а от пантеры.
^
    


в игноре у 8 пользователей
CK писал(а):
Добавлю свои 5 копеек.
Красные носы 1-й аэ 9-го иап - это не только коки винта, а кок и до середины капота.
Из 9 машин, переданных из 9-го гиап в 73-й гиап 7.4.43 г. к концу июня осталось 4. Причем по боевому расчету ни одна из них не попала к Борисенко (Филиппов, Сошников, Емельянов, Горхивер).
Из пяти других машин одну сдали в учебную аэ, две потеряли в авариях и катастрофах и только две от непосредственного воздействия противника (одна не вернулась 18.7.43, вторая была подбита 1.8.43 и разбита при вынужденной посадке). Так что тезис "накостыляли" - не соответствует, как минимум по одному полку. Все эти потери к Борисенко также не имеют отношения.
Т.о. самолет на фото скорее всего не этого летчика - просто сделал снимок у красивой машины.
ИМХО на фото Амет-Хана, сидящего на крыле, на борту машины прорисовывается контур (не законченный рисунок) не от орла, а от пантеры.


По поводу красного носа - да, и дважды полукнязь говорил, что впоследствии от коков докрасили до середины капота. Более того - есть фото с Шестаковым на фоне яка, и вот там лично мне видится именно окрас в иной цвет до середины капота. Но внятных фото "в полный рост" нет, как я писал.

Добавлено спустя 4 минуты 54 секунды:

По поводу Амет Хана, сидящего на яке с контуром леопарда - сначала он был в эскадрилье Алелюхина.
А потом был назначен комэском 3. Так что одна инфа другой не противоречит.
^
    
romanmec, Я уточнил по машине Борисенко - нашел еще одну запись у себя.
Фото есть, только их не привязывали к 9 гиап. На втором фото П.Я.Головачев. Судя по коку машина одна и та же.
# #
А вот на этом фото видна часть бортового номера и орел КМК
https://aviadejavu.ru/Images6/AV/AV14-5/38-1.jpg
^
    


в игноре у 8 пользователей
CK писал(а):
romanmec, Я уточнил по машине Борисенко - нашел еще одну запись у себя.
Фото есть, только их не привязывали к 9 гиап. На втором фото П.Я.Головачев. Судя по коку машина одна и та же.
# #


Вот видите, совместными усилиями к чему-нибудь да и придем! Спасибо!
Может у вас и с бортовыми номерами ясность есть какая-то?
Как я понял, вы обладаете обширной инфой по этим якам...
^
    
Бортовые номера совпадают с первыми цифрами серийных номеров, что дает стандартное (заводское) их написание. Вот только без боевого расчета 9-го гиап с указанием № самолетов эта информация бесполезна... (пока).
^
    


в игноре у 9 пользователей
romanmec писал(а):

В журнале боевых действий 9 гиап в графах «бортовой номер самолета» тоже пусто. Можно выловить только некоторые серийники. Но они, по большому счету, ничего не дают.

минуточку, а бортовые были разве не от серийных? исключая исключения-перекраски конечно.
на одном из фото виден вводе обычный заводской двухзначный бортовой.
^
    


в игноре у 8 пользователей
В журнале жбд есть серийный номер борта Алелюхина, бывшего в ремонте. Но там 1 никак не получается.
^
    


в игноре у 9 пользователей
romanmec писал(а):
В журнале жбд есть серийный номер борта Алелюхина, бывшего в ремонте. Но там 1 никак не получается.

а какой?
включая фото выше - красного носа нет, в т.ч. у Шестакова - видны пятна камуфляжа.

#
^
    


в игноре у 8 пользователей
jetac писал(а):
romanmec писал(а):
В журнале жбд есть серийный номер борта Алелюхина, бывшего в ремонте. Но там 1 никак не получается.

а какой?
включая фото выше - красного носа нет, в т.ч. у Шестакова - видны пятна камуфляжа.

#

Номер серийный посмотрю.
Фото Шестакова именно это, верхнее справа.
Фото в сети и оригиналы в книге разную резкость/четкость имеют.
У меня в книге. По моему Бражнина. Посмотрю.
^
    
Страница 3 из 5 На страницу Пред.  12345  След.

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы не можете скачивать файлы
Канал на Дзене Телеграм ScaleModels.ru Вконтакте Подписаться на RSS
ScaleModels.ru - сборные масштабные модели. © 2005-2022
Privacy Policy