Подробное описание интереснейшего экспериментального самолета X-29 можно найти на "Уголке неба". Мне всегда нравились эксперименты с необычной компоновкой и аэродинамикой летательных аппаратов, поэтому всегда хотелось иметь на полке, в дополнение к прочим необычным машинам, самолеты с обратной стреловидностью крыла. Один из них - X-29. Использование такой компоновки позволяет достичь аэродинамической нестабильности самолета, что повышает его маневренность, но значительно усложняет пилотирование и требует применения компьютеризированных систем управления особым образом интерпретирующих действия пилота. Во время экспериментальных полетов (коих, к слову сказать, было совершено больше, чем для любых других опытных машин - более 350) были получены важнейшие экспериментальный данные по маневренности, скорости таких ЛА, выявлены недостатки. Программа X-29 была закрыта, когда маневренность самолета уступила место снижению заметности и повышению крейсерской скорости. Впоследствии многие проблемы такой конструкции самолета были успешно решены в 90-х годах в ОКБ им. П. О. Сухого, где был создан самолет С-37 "Беркут". Однако этот самолет не был чисто экспериментальным - он являлся "демонстратором технологии" для создания полноценной боевой машины.
Набор, который будет собираться в этой теме выпущен фирмой Хасегава в 1985 году и перепакована в новой коробке в 2000-х. Коробка, традиционная - открывается сверху, внутри три литника и фонарь на отдельном прозрачном литнике:
Декаль аккуратная, расшивка внутренняя, тонкая, литье без видимых дефектов, но детализация низковата, на видимых частях есть следы от толкателей:
В настоящее время, ищу информацию по самолету. Уже есть идея заменить кресло в наборе на смоляное - я так понимаю, что стояло кресло Martin-Baker модель 7, а именно GQ-7 - но я его не видел в 72-м.
Я собираю самолеты всегда с закрытым фонарем, так что ванну кабины менять не буду, да и альтернатив как-то немного. Буду признателен за комментарии и советы.
Во!!! Интересно!! Когда то делал.. но.. тогода не было ещё инета. так что ничего хорошего не получилось.
По поводу валков.. пожалуйста.. раз. http://www.primeportal.net/hangar/howard_mason3/x-29/ и два.. http://svsm.org/gallery/x29a
тут ещё пара фото.. http://www.dfrc.nasa.gov/Gallery/Photo/X-29/Medium/
Не для рекламы.. покажу пару фоток. того.. что у меня когда то было.. Примерно понятно будет как это на полдке смотрется будет.
Про кресло не скажу.. Ка и по колесам. Они ой как не похожи на реальные, я про основные. я ставил от ф-16с от экипажа.
alekom
Спасибо за ссылки! С шасси я уж понял, что беда - я видимо тоже от Ф-16 буду ставить - ибо они у меня есть в запасниках и они выглядят гораздо лучше.
С креслом беда - не могу найти в 72-м. Видимо буду колдовать с тем, что есть + дополнять травлением. Фонарь закрыт - так что возможно, этого хватит. Сама модель очень приятная - попробовал собрать на сухую пару элементов, отлично все встает, хотя пресс-форма не нова.
Aardvark
Да уж... со штангой предстоит возня. Возможно заменю ее на похожую. Видео понравилось (даже чем-то напомнило "Воздушного Волка") - много позитива. Особенно в конце )))
X-29 были переделаны из F-5A - кабины практически идентичны. Что там за кресла стояли? Кто-нибудь смолу такую льёт?
Также использовались компоненты F-16 - основные шасси - это уже упоминалось
Добавлено спустя 17 минут 33 секунды:
Погорячился я - кокпит всё же отличается во многом, прежде всего из-за того, что двигатель всего один, однако расположение многих будильников совпадает с F-5A.
С креслами чехарда - на F-5A, вроде как, ставили кресла собственного изготовления, однако на, скажем, иранских F-5 и немецких F-104G стояли Martin-Baker IRQ7A/GQ7A, то есть вариация на тему MB Mk.7
На X-29, как я понимяю, стояли именно GQ7A
MB Mk.7 в смоле в 72м есть - в частности, GRU-7, которые стояли на F-14 должны быть очень похожи.
С шасси я уж понял, что беда - я видимо тоже от Ф-16 буду ставить - ибо они у меня есть в запасниках и они выглядят гораздо лучше.
Переднюю ногу тоже поменять бы не помешало на соответствующую от F-5...
James писал(а):
С креслом беда - не могу найти в 72-м.
С креслом-то какие проблемы? На чистый F-5, льет тру-детейл в 1/72, но оно нам не сильно надо - поскольку на Х-29 стояло GRQ7A. А отсюда вывод - вспомним, где они еще стояли (вернее - их соплеменники) посмотрим на Старфайтеры и обратимся, к первоисточнику, такскзть к Марксу Аиресу:
то похоже ближайшие аналоги этому креслу в моделях это:
Martin-Baker GQ 7A seat for Lockheed F-104G Aires AIRE7146
и такое же от Павлы
Точно так и есть. Только при наличии аиреса я бы павлу брать не рекомендовал.
Добавлено спустя 8 минут 57 секунд:
Re: Hasegawa 1/72 X-29
James писал(а):
Использование такой компоновки ..... требует применения компьютеризированных систем управления особым образом интерпретирующих действия пилота.
А вот тут, батенька я в корне не согласен. Представляете себе размер компьютера, который должен был бы в то время управлять вот этим вот чудом конструкторской мысли?
Он бы туда не влез, а если б и впихнули невпихуемое, то он бы не взлетел.
А тем не менее самолет летал, и безо всякого компьютерного управления, что-то как-то там интерпретирующего...
там вот британскими буквами написано:
The seat was a Martin-Baker IRQ7A,
Британскими буквами я читать умею, однако "не всё, что написано в интернетах - правда" (С) В.И.Ленин, а особенно на Бритмоде, где народ, в основном, особо не утруждается достоверностью.
Vital, though never used, the experimental X-29’s pilot ejection system centered around a Martin Baker MK-GRQ7A ejection seat capable of safely removing the pilot from the aircraft in most of its operating regime, including zero speed and zero altitude.
Вопрос, думаю, закрыт
Добавлено спустя 11 минут 23 секунды:
На счёт КОС и неустойчивости - насколько я понимаю, неустойчивость у X-29 искусственная - ничто не мешает сделать устойчивый аппарат с КОС, но в этом случае у него нет никаких преимуществ перед традиционной схемой.
Преимущества начинаются на больших углах атаки, и проблемы с нагрузками тоже начинаются там же. Я думаю, что вышеприведённые Юнкерс и Бланик (это ведь Бланик?) не предназначены ни для манёвренного воздушного боя, ни для управляемого полёта на больших углах атаки (все помнят, для чего предназначался С-37? )
Также не стоит путать статическую устойчивость (Су-27 и F-16 неустойчивы без всяких КОС) с неустойчивостью с точки зрения сопромата. Цитирую:
у крыла обратной стреловидности есть один, но очень трудно преодолимый недостаток: оно является неустойчивой конструкцией с точки зрения сопромата. Под действием набегающего потока КОС стремится согнуться. Этот процесс называется аэродинамической дивергенцией. Бороться с дивергенцией КОС можно, лишь сделав конструкцию крыла абсолютно жесткой. А это, в свою очередь, влечет за собой резкий рост массы самолета ..... В середине 1970-х годов благодаря достижениям в области материаловедения появилась возможность предотвращения дивергенции КОС при малых весовых затратах или вообще без дополнительного увеличения массы благодаря обеспечению требуемых аэроупругих характеристик крыла за счет использования композиционных материалов.
На счёт КОС и неустойчивости - насколько я понимаю, неустойчивость у X-29 искусственная - ничто не мешает сделать устойчивый аппарат с КОС, но в этом случае у него нет никаких преимуществ перед традиционной схемой. Преимущества начинаются на больших углах атаки,
Пчу? индуктивное сопротивление-то у КОС ниже будет по-любому. А вот для повышения сверхвертлявости как раз в вихрях и размещают органы управления - т.е. в данном случае ближе к фюзеляжу.
На картинке конечно ж Бланик, а можно таких привести еще с полкило - от допотопного планера "стахановец", до всяких серийных HFB-320
Пчу? индуктивное сопротивление-то у КОС ниже будет по-любому
Ну так противоречия и нет с тем, что я сказал. Самолёт с КОС вертлявее чем с прямой стреловидностью, но у него вполне может быть достаточный запас устойчивости, чтобы обойтись без ЭДСУ. Другое дело, что в отличие от вышеприведённого Юнкерса на Х-29 такой задачи не стояло - скорее наоборот.
Ну так противоречия и нет с тем, что я сказал. Самолёт с КОС вертлявее чем с прямой стреловидностью, но у него вполне может быть достаточный запас устойчивости, чтобы обойтись без ЭДСУ. Другое дело, что в отличие от вышеприведённого Юнкерса на Х-29 такой задачи не стояло - скорее наоборот.
Я это не к тому спросил, что ероплан с КОС может иметь достаточный запас по усойчивости, а к тому, что почему все преимущества-то сойдут на нет при этом? как минимум одно останется
REDCAT Anti-pin
Честно? А можно привесть примеры ИЗОБРАЖЕНИЙ или упоминаний на сайте производителя такого сверхсекретного кресла как GRQ7A или GRQ-7A ? Wink
IRQ7A как по мне расшифровывается просто IRan Q7A (банально иранские поцаны отказались от привода катапультирования на заголовнике в пользу корпусного, вот и разница в конструкции а заодно и в названии)
GRQ-7A как расшифровывается? Ась?
REDCAT
Во-первых, сразу прокомментирую дискуссию об устойчивости КОС. Основной особенностью военных самолетов, которые проектировались с КОС (и не только с КОС - например Еворфайтер) - была именно специально создаваемая аэродинамическая нестабильность. По утверждениям пилотов Тайфуна, они не смогли бы самостоятельно управлять самолетом, если бы отказала компьютерная система управления (думаю, это преувеличение, конечно), т.к. именно компьютер в таких машинах интерпретирует действия пилота постоянно управляя контрольными поверхностями в полете для достижения поразительной маневренности, в особенности на больших скоростях и больших углах атаки. На счет моделей самолетов, построенных с КОС, но не имевших такой особенности - тут я согласен с Anti-pin - у таких машин в итоге не было выявлено преимуществ перед "обычной" компоновкой планера.
Во-вторых. По модели - посмотрел фотографии X-29, почитал материалы. Заметил следующее по обсуждаемым вопросам:
1) кресло ставилось Mk. GQ-7(A) Martin-Baker, в соответствии с http://www.ejectionsite.com/mk7seats.htm#gq7a. На сайте указано, что на самолеты F-5 и X-29 ставились такие кресла, но я так и не понял, что значит "другие версии" кресла. Так что буду просто искать похожее на него.
2) колеса основных шасси нужно брать с F-16С - они очень похожи на колеса X-29. Переднюю стойку видимо придется брать у F-5 - в наборе совсем что-то слабо похожее не правду.
3) штанга ПВД на самолете гораздо сложнее, чем в наборе. Придется дополнять чем-то или искать альтернативу.
4) нужно подумать над повышением детализации интерьера, в том числе над внешним видом приборной панели. Впрочем - модель будет с закрытым фонарем, так что посмотрим.
Пока все - в ближайшее время буду заказывать допы на модель. И искать замены для шасси.
но я так и не понял, что значит "другие версии" кресла.
так вроде ж вроде картинку привел и название другой версии указал.
Я не вижу шнуров для катапультирования на заголовнике кресла стоявшего на Х-29.
Соответственно вывод, его там просто нет! Дергали за ручки на корпусе.
А какая модель из модельного ряда семерок соответствует ручкам на корпусе?
Aardvark
Согласен - просто фотографий интерьера X-29 немного и кресло там выглядит похоже на F-5, но точно непонятно - возможно там стояла еще какая-то модификация, но ручек и в самом деле нет. Но не суть - в московских магазинов я это кресло не нашел, так что буду допы из-за бугра заказывать. Пока буду продолжать собирать информацию. И займусь другими проектами - в том числе, X-15'м.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы не можете скачивать файлы