Благодаря Сергею Кузнецову и его великолепным книгам про Як-1/Як-7 у нас есть информация о том как исследуемый нами камуфляж, который на протяжении двух лет был единственным официальным камуфляжем самолетов ВВС КА, впервые появился на самолете.
Впервые новый камуфляж запечатлен на опытном учебно-тренировочного УТИ-26-I в конце лета 1940 года. Слайды с заводских испытаний 23.7-25.8.40г.:
Сергей к сожалению не смог докопаться до документов полностью раскрывающих момент принятия решения о подобной окраске. Есть лишь свидетельство конструктора Е.Г. Адлера, о том что схему окраски предложил ВИАМ совместно с Военно-инженерной академией КА.
Но основываясь в публикациях Сергея, я пока только заметил, что такой камуфляж впоследствии наносился на все опытные машины завода №115, так что возможно это была какая то фишка завода или КБ, так как в тот момент как раз шел процесс отработки камуфляжей.
Добавлено спустя 1 час 32 минуты 29 секунд:
Наличие самолетов ЛаГГ-3, Пе-2 и УТИ-4, в трехцветном камуфляже видимо связано с реализацией Постановление КО при СНК СССР № 53сс от 29 апреля 1941 г.
Там было не только указано:
Во изменение постановления КО от 23 мая 1940 года за № 220сс, КО при СНК постановляет:
1. Перейти на деформирующую (камуфляжную) окраску самолетов, выпускаемых Наркомавиапромом, как наиболее удовлетворяющую требованиям маскировки.
2. Обязать Наркомавиапром:
а) подготовить производство для перехода с 1 октября 1941 года на выпуск всех самолетов с деформирующей (камуфляжной) окраской верхних и боковых поверхностей и светлосерой окраской нижних поверхностей;
б) для окончательного уточнения вариантов окраски, состава и стойкости красителей до 15 июня 1941 года окрасить для НКО по техническим требованиям ГУ ВВС 100 самолетов деформирующей окраской;
в) с 15 июля 1941 года применять для окраски самолетов вместо простой зеленой – недешефрируемую зеленую окраску.
3. Наркомату обороны к 1 сентября 1941 года на основе опыта эксплуатации в частях ВВС опытной партии самолетов, покрытых деформирующей окраской, дать Наркомавиапрому окончательные технические окончательные технические требования на камуфляжную окрасок..."
То есть зводы НКАП с 15 июля 1941 года должны применять для окраски самолетов вместо простой зеленой недешифрируемую (матовую) зеленую краску (АМТ-4).
И до 15 июня 1941 года произвести опытную камуфляжную окраску 100 самолетов, судя по всему и истребителей, и бомбардировщиков.
На основе опыта эксплуатации в частях ВВС КА этой опытной партии, к 1 сентября 1941 года НКО должен был передать НКАП окончательные технические требования на камуфляжную окраску.
Заметим машин в опытном камуфляже должны были быть окрашены к 15 июня, то есть период весьма совпадает с материализацией трехцветных камо на вышеуказанных самолетах...
прохожий1917
По поводу хвоста от СБ я, пожалуй с Михаилом соглашусь. РН не крашенный серый, та зелень, что там есть - от искажения цветопередачи пленкой, посмотрите на небо оно точно такое же зеленое как и РН. Я тут попробовал немножко зелень убрать, по мне так руль серый с закрасами предыдущей маркировки:
Что касается границы раздела зеленых цветов, то тут тоже не все так однозначно, обратите внимание на район выреза под башню, и зализ. Там такой же цвет как и на большей части хвоста, а ведь эта область должна быть другого цвета, если принять гипотезу о двух зеленых, кроме того светлая зона находится в районе облома хвоста, соответственно часть краски просто могла осыпаться от деформаций, либо эта область не плотным слоем прокрашена.
KSL
Да, к сожалению картинка несовершенна. Про руль можно думать разное,
он кстати слегка повернут, т.е освещен не так как киль. Но рассуждения
про непрокрас и тем более осыпавшуюся краску... Зелено- голубые СБ
красили эмалями А-18/А-19 на заводе с военпредами и ОТК. А на счет
деформаций - посмотрите на идеальную форму задней кромки образа
проема турели.
Но рассуждения
про непрокрас и тем более осыпавшуюся краску...
А я и не претендую на истину в последней инстанции, это как вариант, мог быть и потек и пыль/грязь, тем более на битой машине. И тем не менее, согласитесь, что область в районе выреза под турель того же цвета, что и весь хвост.
А вот это более вероятно, учитывая что "замененный" триммер
окрашен вместе с прилегающей обшивкой.
Не вижу связи с 2-цветной схемой. Если РН от другой машины, а мне это более чем очевидно, и пятна на нем - это закрасы от предыдущей маркировки, то триммер вполне мог быть, скажем, красным (что не редкость на СБ), и его тоже закрасили.
Равно как и наличие зелено-зеленой схемы на этой СБ-шке
А вот это более вероятно, учитывая что "замененный" триммер
окрашен вместе с прилегающей обшивкой.
Это СБ поздних серий, со подрезанным гаргротом, там из-за этого может быть искажение, а место вокруг триммера могли покрасить из-за повреждений или просто из-за того что он к примеру красный был до этого.
Вы чего к этому куску метала прикипели то так? Ну допустим, какому то полудурку пришло в голову покрасить матовой АМТ-4 краской полосы на этом СБ - ну и что дальше? Это просто частный случай, других таких не видел ни разу, даже формат номера очень специфический, пока я даже часть не установил к сожалению. Я дальше буду выкладывать как СБ и ДБ-3 импровизированно красили, там наверное сотни фото, но так как каждый самолет индивидуален понять как он окрашен, все равно практически невозможно...
Сбит этот №5, кстати видимо в районе Даугавпилса около 30.06.41 года, так шел в подборках с МиГ-3 из 15 ИАП, у меня на ум только 208 СБАП МВО, ну еще 57 СБАП КБФ, у других полков что летали номера или матчасть не совпадает. Дык если 208 СБАП то легко могли закрасить старые обозначения, в полк собрал самолеты со всех частей МВО, там такая солянка была, поэтому вполне могли приводить всех к общему виду и попутно ремонтировать, и наскоряк красонуть.
На борту этого СБ можно предположить наличие двухцветного камка. А уж зеленый - зеленый или зеленый-коричневый, тут уж кому как нравится, истину вряд ли узнаем.
Что касается хвоста с б.н.5..
Я, так же, считаю, что хвост серый с закрасом старых ЭБО. Под Пятеркой видится малая звезда? Есть фотка, помеченная как Кировоград, но без подписи на фото. На мой взгляд схожая маркировка.
На некоторых фотках СБ просматривается "потертость" возле кабины стрелка...
Более того, светлый окрас в районе кабины стрелка встречается и на серых СБ
Скорее всего, краска положена более тонким слоем.
По схему черно-зеленого камуфляжа подходит вот этот СБ
Резюмируя Ваши высказывания подчеркну:
По черно-белым фото, без схем камуфляжа с указанием цвета, понять как покрашен самолет невозможно. Нарисованные профили с таких фото, это просто фантазии художника.
Спасибо огромное за СБ №4 (помнил что есть эта машина, но тупо не нашел его фото в своих папках), это не просто самолет в камуфляже, это машина из одного из полков САВО, которые накрасили камуфляж строго в соответствии со схемой, но потом почему то забили на указание нарисовать звезды на фюзеляже, я фото из аварийного акта дам чуть позже.
Резюмируя Ваши высказывания подчеркну:
По черно-белым фото, без схем камуфляжа с указанием цвета, понять как покрашен самолет невозможно. Нарисованные профили с таких фото, это просто фантазии художника.
Абсолютно согласен! Но тогда мы останемся без боковиков )))) Все-таки некоторая, иногда значительная вероятность, позволяет нарисовать, достаточно, достоверный профиль...))))))
МишаТ писал(а):
Спасибо огромное за СБ №4 (помнил что есть эта машина, но тупо не нашел его фото в своих папках), это не просто самолет в камуфляже, это машина из одного из полков САВО, которые накрасили камуфляж строго в соответствии со схемой, но потом почему то забили на указание нарисовать звезды на фюзеляже, я фото из аварийного акта дам чуть позже.
Эту бы машину привязать, там экипаж прикопан рядом... (как минимум двое)
Добавлено: Сб Дек 10, 2016 10:36 am
Заголовок сообщения:
Спасибо огромное за СБ №4 (помнил что есть эта машина, но тупо не нашел его фото в своих папках), это не просто самолет в камуфляже, это машина из одного из полков САВО, которые накрасили камуфляж строго в соответствии со схемой, но потом почему то забили на указание нарисовать звезды на фюзеляже, я фото из аварийного акта дам чуть позже.[/quote]
Эту бы машину привязать, там экипаж прикопан рядом... (как минимум двое)[/quote]
Это с очень большой долей вероятности самолет 34 СБАП. В полку из 20 машин 11 были 221 серии и один 201.
При перелете на Ленинградский фронт 30.11.41г., пропали 3 СБ №18/240, 1/241 и 11/241.
Сбиты за линией фронта 17/239 (НБВ - 16.01.42г.) и 4/241.
Переданы в ВВС КБФ и могли быть потеряны позднее: 8/235, 9/240, 18/241.
Переданы в 18 СБАП и могли быть потеряны позднее: 1/206, 15/240, 8/288.
Еще одна подбитая машина №7/233 (интересная машина, была оборудована РО-82) - села на нашей территории и была сдана в уборочной команде 39 ИАД, дальнейшая судьба неизвестна...
Добавлено спустя 8 часов 49 минут 15 секунд:
Как я уже упоминал выше согласно постановлению комитета обороны при СНК СССР № 53сс от 29 апреля 1941 г., требовалось не только перейти на матовые краски, но и закамуфлировать в экспериментальный камуфляж по 100 бомбардировщиков и истребителей.
Судя по имеющимся фото за основу не стали брать исследуемые камуфляжи в 1940 году, а были выбраны какие то оригинальные схемы, краски какого цвета при этом использовались можно только догадываться...
Продублирую фото первого самолета, замеченного в трехцветном камуфляже, ЛаГГ-3 №3121376 11 июня 1941 года, правый борт:
левый борт:
Самолет несет звезды на фюзеляже, звезды на хвостовом оперении отсутствуют...
Следующие самолеты в трехцветном камуфляже были сфотографированы немцами после занятия Витебска, это Пе-2 из 410 БАП, согласно документов полка, в Витебске 5 июля 1941г., от ударов немецкой авиации года были потеряны 5 Пе-2, 22 завода, 20 и 19 серий выпуска: 10/20, 11/20, 13/20, 17/20 и 19/19.
Один из этих самолетов тактический №24:
Кроме четко привязанного к Витебску №24, в разное время всплывали фото самолетов с аналогичным расположением пятен камуфляжа и тактического номера, более или менее нормальные фото есть у самолетов №27 и 35.
Пе-2 №27:
Пе-2 №35:
Хорошо видно что камуфляжи самолетов несколько отличаются, у 24 и 35 он одинаковый, у 27 он явно другой, хотя очень похожий. Очень интересно, что несмотря на то что самолеты в трехцветном камуфляже, но они получили звезды на хвостовое оперение, и у них закрашены звезды на фюзеляжах (причем они там явно были, так как у всех машин на месте звезды на фюзеляже овальные пятна темного цвета) и видимо на верхней поверхности плоскостей, то есть опознавательные знаки машины соответствуют приказу от 20.06.41г.
Следующие самолеты в трехцветном камуфляже были сфотографированы немцами после занятия Витебска, это Пе-2 из 410 БАП, согласно документов полка, в Витебске 5 июля 1941г., от ударов немецкой авиации года были потеряны 5 Пе-2, 22 завода, 20 и 19 серий выпуска: 10/20, 11/20, 13/20, 17/20 и 19/19.
Один из этих самолетов тактический №24:
А на предыдущей странице о тех же самолетах и фотографиях:
МишаТ писал(а):
Спасибо. Я смотрел естественно. Но это скорее домыслы и выдумки. Что это за схема не понятно, цвета не известны, как что Массимо тычет пальцем в небо в общем-то...
Другие Пе-2, попадающиеся на фото окрашенные в такой камуфляж, окрашенные в такой же камуфляж как Пе-2 №27 из 410 БАП, видимо были выпущены уже после 20.06 и звезды на фюзеляже, скорее всего, были закрашены еще на заводе:
№31 из 317 РАП ВВС ЮФ:
Пе-2 выполнивший вынужденную посадку, место и часть пока не установлены:
Пе-2 так же выполнивший вынужденную посадку, и так же место и часть пока не установлены:
Может быть та же машина, хотя не факт, может и другой аппарат:
Еще самолет, видимо окрашенный как Пе-2 410 БАП №24 и 35, место и время не известны:
Добавлено спустя 15 часов 55 минут 32 секунды:
Самолеты окрашивались в экспериментальный камуфляж, судя по всему в очень короткий период в июне 1941 года, самолетов видимо реально было выпущено не более 100 - 200 штук, после чего перешли на утвержденный камуфляж. Однако процесс окраски в камуфлированные не был выполнен на 100% даже на заводах НКАП, причем как минимум до осени. Так совершенно точно все лето только в зеленый цвет красил МиГ-3 завод №1. С чем это было связано не совсем понятно, возможно виной этому был высокий производственный план, а в июле - августе Завод №1 выдавал по 500 МиГ-3, из-за чего процесс дополнительной окраски сочли не приемлемым.
Практически все другие заводы в июле начали красить камуфляж в соответствии с приказом, камо: АМТ-4/АМТ-6/АМТ-7, звезды в четырех позициях.
Су-2 производства 207 завода я выкладывал выше, но наверное повторим!
Ну и мой любимчик - один из первых Пе-2 заводской №105 выпущенных заводом №124 в Казани в самом начале июля 1941 года, камуфляж у него немного отличается от схемы, видимо полуовал на фюзеляже забыли второпях нанести:
Далее завод исправился и машины красили по эскизу, вот самолет №304 выпущенный в начале августа, пятна на месте:
Завод №292 тоже практически сразу выполнил указания и Як-1 красились по схеме. На фото авария двух самолетов на заводском аэродроме 12 июля 1941 года:
Добавлено спустя 1 час 46 минут 7 секунд:
По поводу продукции завода №1, видимо в отличии от нанесения камуфляжа, опознавательные знаки на самолеты стали наносить в четырех позициях, к примеру 19 И-153 полученных 160 ИАП с завода 3-4 июля 1941 года, имеют именно такое расположение звезд:
Возможно так же были окрашены 21 МиГ-3 поступившие в конце июня в 41 ИАП, полк из Белостока и Волковыска, перебазировался в Барановичи и Могилев, и далее в Шаталово, где принял новые самолеты. Далее одна эскадрилья убыла в Витебск, а остальные работали с аэродромов Могилев и Шаталово. Где в начале июля сдали 8 оставшихся самолетов в 401 ИАП и убыли в Москву на переформирование. Их машины с нанесенными на фюзеляж номерами хорошо идентифицируются на фото из Шаталово и Витебска.
Самолеты брошенные в Шаталово:
Самолет скапотировавший в Витебске 5.06.41г.:
Фото к сожалению очень плохого качества, но хорошо видно что звезд на фюзеляже нет, а на хвосту есть. С другой стороны понять накрашен ли был камуфляж сложно...
Далее аналогично были промаркированы и получили черно-зеленый камуфляж машины 401 ИАП, которые до этого несли довоенные зеленый камо и обозначения в виде больших цифр на хвостовом оперении. Полученный на пополнение МиГ-3 №15 даже засветился в Союзкиносборнике, как самолет командира полка капитана К.К.Кокинаки.
Так же сложно сказать в какой момент перешли на окраску согласно схеме 22 завод, пока не найду фото из аварийного акта или с заводских испытаний за тот период, но на немецких фото попадаются Пе-2 ранних серий в явно нанесенном в заводских условиях черно-зеленом камуфляже и со звездой на хвостовом оперении:
Добавлено спустя 1 час 41 минуту 36 секунд:
Разумеется непосредственно в частях ВВС окраска самолетов велась гораздо более разнообразно! Что совершенно естественно, учитывая повсеместный недостаток необходимых красок, оборудования, а самое главное времени.
Не мудрствуя лукаво, большинство самолетов окрашенных в зеленый цвет, попытались дополнить черными пятнами согласно приказа, при этом существовали пару вариантов, так сказать, неполного исполнения приказа:
- Первый, на зеленые самолеты наскоро наносился камуфляж, зачастую мало соответствующий схеме, но это были все те же широкие черные полосы или пятна напыленные из пульверизатора или выкрашенные кистью;
И-16 тип 29, неизвестная часть:
- Второй, камуфляж могли нанести кистью в виде точек или небольших пятен произвольной формы, либо в тех частях где была такая чудо техника пульверизатор, то могли наносить камо в виде тонких полос, как правило изощренной формы...
И-16 из 35 ИАП, авария на аэродроме Кутаиси 27.06.41года. Самолет поверх бызового зеленого покрыт мелкими полосками, вероятно черного цвета, все опознавательные знаки (звезды на фюзеляже и пилотка киле) и тактический номер на руле закрашены:
Несколько Пе-2, первые два фото самолет 39 завода №390515 из 138 СБАП, потерпел аварию 11.07.41г. в Липецке, четко видно что нанесена маленькая звезда на шайбе, самолет покрыт небольшими пятнами видимо черного цвета:
МиГ-3, самолеты поздние, но несут обозначения согласно приказа от 20.06.41г.:
Еще МиГ-3 - это ранняя машина, звезды на фюзеле закрашены, а на хвосте нанесены криво, на стоящем самолете:
СБ из 454 СБАП ВВС ЗабВО, самолет 47 серии выпуска завода №125, видно что по базовому зеленому нанесены пульвелизатором разводы видимо черного цвета, фюзеляжная звезда небрежно закрашена, но на хвостовое оперение звезда не нанесена:
Причем зачастую в покраске использовали оба способа! По фото многих самолетов, сбитых или брошенных на аэродромах, хорошо видно, что исполнителям зачастую банально не хватало красок или времени на выполнение приказа, и на самолетах либо вообще оставались не "докрашенные" полосы, особенно в верхней, самой труднодоступной части фюзеляжа, либо их продолжали в виде полос или пятен...
Яркий представитель подобного творчества Дб-3ф из 212-го ДБАП, сбитый 3.07.41г.
- Третий, самый "лайтовый" способ, на самолетах просто закрашивали звезды на фюзеляже и верхних плоскостях, а на хвостовое оперение наносили. Очень характерно что так делали от Ленинграда до Камчатки не сговариваясь!
СБ из 71 САП аэродром Елизово, заметим что звездочку просто закрасили, правда надо отдать должное ребятам с Камчатки, звезду на киле они рисовать не стали, впрочем как и камуфляж:
Добавлено: Пн Дек 19, 2016 12:51 am
Заголовок сообщения:
Еще несколько СБ, очень хороша пара в воздухе, в окраске очень похожей на нструкцию:
Два самолета брошенные на аэродроме в р-не Новгород-Северский, машины 38 СБАП:
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы не можете скачивать файлы