Это точно киль с той машины, он как-то "верифицирован"?
Считается, что да - его машина, номер серийный совпадает. Правда он рукописный, но на Як-1 пр-ва 292 завода их так и писали. Причем известно, что у Шишкина был облегченный Як-1, без синхронных пулеметов и с металлическим оперением от Як-7, тут как раз металлический киль (у всех обычных Як-1 оперение было деревянным). Любопытно, что на РН звезда большая, такие только на Як-7 и 9 тушинского завода №82 наносились, да и цвета РН от киля отличаются. Почему и предполагаю, что руль направления от другого Яка- возможно как раз 82-го завода.
Добавлено: Сб Июл 27, 2019 12:52 am
Заголовок сообщения:
CK писал(а):
153-го завода по шильдику на заднем лонжероне.
Полагаю что шильдик 153-го завода с киля самолета?
я имел ввиду, что руль направления т.е. поворотная часть, изготовления 82-го завода (если звезда большого размера не ремонтная, а заводская). Оперение на обсуждаемом Як-1 не могло быть 82-го завода, там в 42-м Яки еще не делали...
Хм... если дата на шильдике киля 1943 год, то получается он не мог быть с машины Шишкина, т.к. этот серебристый Як изготовлен в ноябре 1942 го....
Добавлено: Сб Июл 27, 2019 11:08 am
Заголовок сообщения:
1. От ноябрьской обычной машины Як-1б № 39103 Шишкин отказался в пользу облегченной. Последнюю - № 34104, - принял военпред на заводе только 27 марта 1943 г., Видимо ждали пока доставят и установят металлическое оперение с завода № 153.
2. 1943-й год на шильдике вполне соответствует. 40-я серия - это по выпуску САМОЛЕТОВ на заводе № 153 - начало февраля. Оперение, как агрегат, изготовлялось раньше (в задел).
3. Проблемы взаимозаменяемости рулей и на деревянном оперении стояли во весь рост из-за особенностей производства, а к металлическому килю подобрать новый руль ИМХО было практически невозможно. Т.е. руль скорее всего родной.
4. Не буду утверждать, но скорее всего оперение с завода № 153 отправляли без камуфляжной окраски. Однако, какой-то защитный слой ЛКП присутствовал, судя по окраске лонжеронов, нервюр, обшивки в районе под зализом (видно вокруг шильдика). А вот с полотном на руле или без - ? Если с полотном, то для его сохранности в дороге я бы серебрянкой покрасил, или, наоборот, не стал бы заморачиваться, т.к. полотно по дороге могли порвать и т.д. и т.п., а в Саратове есть свой обойный цех с швеями.
5. Остатки малой и большой звезд на киле с белой и красной окантовкой, что для ОЗ ввели в оборот намного позже марта 1943 г. Т.е. боле позднее наслоение, чем на известных фото в черно-зеленом камуфляже.
6. Интересно, что после смыва белого камуфляжа на машине оказался стандартный с черными пятнами. Судя по имеющимся фото на части машин черный камуфляж под белую краску не делали, отчего весной-летом 1943 г. наблюдалось самое разное полковое художество.
7. Если фото самолета Еремина по прибытию в Саратов и в экспозиции музея того времени как-то сохранились, то фото машины Шишкина в музее почему-то нет.
Вот так всегда - воспоминания непосредственных участников событий неверны. Из воспоминаний Шишкина приведенных в статье Мира Авиации - самолет №34104 был получен в ноябре 42-го, а оказывается только в конце марта 43-го...
Сомневаюсь, что машина 34104 эксплуатировалась с этим рулем с которым экспонируется в музее (уж очень они разные не только по ОЗ но и по всей окраске), скорее это уже потом - когда самолет свое отлетал передавали в музей (или может даже в самом музее). У того же Як-1б Еремина много новодельных и не "родных" деталей, где гарантия, что у машины Шишкина их не было? Может общее состояние самолета было еще намного хуже, почему и приняли решение его разобрать. Наличие заводского номера также очень подозрительно - самолет явно перекрашивался не раз, а номер на месте, хотя их всегда безжалостно закрашивали, вероятнее всего заводской номер написан заново.
Разумеется оба вида ОЗ на киле никак не могли изначально быть на Як-1 №34104 - оба начертания звезды и на киле и на руле не соответствуют ни тем, что рисовали на 292 заводе, (до сентября 43-го там были довольно крупные, заходившие на РН) красные звезды без окаймления, ни тем, что наносили на 153-м заводе (до осени 43-го звезды там рисовались с тонким черным окаймлением.). Зато маленькая звезда на киле очень похожа на заводской поздний ОЗ 153-го завода (с белым окаймлением намного тоньше нормативных 50 мм и не заходящая на РН), на РН - на ОЗ - 82-го завода. Вот пример таких звезды, на машине Гриба №22 звезда характерная для Яков 153-го завода, а на №31 для 82-го:
Вот так всегда - воспоминания непосредственных участников событий неверны. Из воспоминаний Шишкина приведенных в статье Мира Авиации - самолет №34104 был получен в ноябре 42-го, а оказывается только в конце марта 43-го...
Если честно, то это был третий самолет, который предлагали Шишкину. Первым был обычный "ушастый" Як-1. Прибыв на завод Шишкин увидел, что идет серия Як-1б, и, естественно, захотел такой же. По инсайдерской информации комполка болтался на заводе в ожидании коня аж пару месяцев. В итоге попросил ему сделать облегченный.
Сама машина была готова по сборке 31.10.42 г. В формуляре написано, что он уже летал на ней с декабря. Вообще-то приемку могли провести на заводе и задним числом. Я сам формуляр не смотрел, поэтому по датам ничего сказать не могу точнее, чем музейные работники описали.
http://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=10546849
Труфанов_Сергей писал(а):
Сомневаюсь, что машина 34104 эксплуатировалась с этим рулем с которым экспонируется в музее (уж очень они разные не только по ОЗ но и по всей окраске), скорее это уже потом - когда самолет свое отлетал передавали в музей (или может даже в самом музее). У того же Як-1б Еремина много новодельных и не "родных" деталей, где гарантия, что у машины Шишкина их не было? Может общее состояние самолета было еще намного хуже, почему и приняли решение его разобрать. Наличие заводского номера также очень подозрительно - самолет явно перекрашивался не раз, а номер на месте, хотя их всегда безжалостно закрашивали, вероятнее всего заводской номер написан заново.
В состоянии самолет был отличном. Только две машины для экспозиции музея было слишком много. Машину Шишкина перевели в запасники на склад. Там она была разграблена и сгнила. Только металлическое оперение осталось
Руль все-таки родной. Вот на этом фото четко видно как шел один из вариантов звезды с киля на руль.
Итак, наконец, появились ещё фото киля с остатками серебрянки. И что выходит? Если верить самодеятельному биографу Василия Шишкина, захотел летчик серебристый самолет, пожалуста, покрасили. А вы господа говорите: дайте нам документы!!! Не будет никогда никаких документов на серебрянку. Всё это частные случаи, которые ничем, никем и не могли регламентироваться.
Фото есть разные, только освещенность в музее оставляла желать лучшего. Поэтому трудно говорить о реальных цветах.
Что касается активного цикла жизни самолета, то все о перекраске можно узнать из формуляра - эти работы обязательно в нем документировались. Если перекраска осуществлялась по какому-то указанию свыше, то ссылка на этот приказ/распоряжение/бюллетень/акт в записи обязательно присутствует. Формуляр находится в фондах музея и при желании взглянуть на него и пролистать вполне можно, имея какое-нибудь официальное письмо.
Если красили уже в музее (что сомнительно) или на заводе (что вероятнее), то тоже должна была сохраниться какая-то переписка или финансовые документы.
Добавлено: Пн Сен 02, 2019 10:33 am
Заголовок сообщения:
а кто-нибудь раскрывал тему - когда, какими красками красились колеса?
Скажем ранние Ла-5 вроде были зелеными (4Б?), а к Ла-7 вероятно серые. С Ил-2 тоже детали по годам-заводам не ясны.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы не можете скачивать файлы