Наши проекты: 3D печать и услуги : Магазин : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости
Войти Регистрация

Анализ окраски и маркировки Р-40E Ричарда Кресуэлла

Перевод статьи Дейва Клауса, выполненный Матвеем Глухарем, 2006
Cубъектом этой монографии является, главным образом, истребитель Р-40Е, чей вариант окраски отображен на декали серии PYN-UP.

Примечание: К сожалению, у меня нет времени для написания сходных статей о других машинах – результаты нашей работы вы видите на готовых продуктах. Главная причина, подвигнувшая меня на описание процесса – это то, что мне действительно нравится этот истребитель, я уважаю Дика Кресуэлла, и думаю, что вас, возможно, заинтересует путь, который мы всякий раз  проходим.


Тем не менее, монография в целом иллюстрирует процесс работы над любой нашей декалью.

Наша новая декаль, PYND48025, включает элементы маркировки одного из моих любимых самолетов – эта машина меня заворожила, будучи  увиденной на снимке в первый раз, в детские годы. Однако, как оказывается, облик самолета скрывает куда больше  противоречий, чем можно ожидать. Имеется всего три снимка этого Р-40, и все черно-белые. Первый из них удачно запечатлел «бортовую графику» - изображение развевающихся знамен. Два других сделал экипаж транспортного самолета «Хадсон» австралийских ВВС в конце января 1943 года – истребитель перегоняли в Эмберли, чтобы заменить его на новый Р-40K. Снимки зернистые, и трудно поддаются расшифровке. К счастью для истории, спустя 20 лет после окончания войны, летчики с «Хадсона» передали снимки исследователям Питеру Мэлоуну и Фрэнку Смиту.

Перед тем, как начать долгий разговор, необходимо высказать благодарность людям, оказавшим мне поддержку, и занимавшимся историческим поиском задолго до меня. Это австралийцы Питер Мэлоун, Гордон Биркетт и Гордон Кларк, создавшие сайт www.ADF-serials.com. Ребята выполняют титаническую работу, выясняя судьбу КАЖДОГО самолета RAAF – посетите их веб-сайт! Я также постоянно обращался к  чудесной серии монографий Иана Бейкера, посвященной камуфляжу и маркировке австралийских самолетов.  Бесценную информацию предоставил американский исследователь Дана Белл; мой друг Майк Лампрос также оказал серьезную помощь. Спасибо вам всем! Пожалуйста, имейте в виду, что многие из указанных исследователей  не сходятся во мнениях друг с другом, а конечные выводы делал я сам, основываясь на изучении накопленной информации – потому, и ответственность лежит только на мне. Статья затрагивает общие вопросы, камуфляж, стандартную и особую маркировку. Необходимо разграничить доказанные исторические факты и догадки – более  того, для пользы дела, догадки полезно разделить на выводы, основанные на фактах, и суждения, взятые «с потолка» – причем, наибольшее внимание, по возможности, будет уделяться первым двум пунктам! 

Вступление

Как моделистов, нас в большинстве случаев привлекают образцы техники, использовавшейся военными – и, чем знаменитее военный, тем интереснее для нас его самолет. От этого никуда не уйти, такова уж природа нашего хобби, но все же стоило бы помнить и чтить человека, некогда управлявшего изображаемой нами техникой. Истребитель Р-40Е, чей облик отображается на декали серии PYN-UP, принадлежал австралийцу Ричарду Кресуэллу, обладателю Креста Воздушного Отличия. Дик Кресуэлл здравствует и поныне, и для своих 85 лет обладает завидным здоровьем и цепкой памятью – мои недавние беседы с ним это подтверждают. Дик  вступил в RAAF в 1938 году. Крутой и целеустремленный лидер, он был назначен командиром 77-й эскадрильи RAAF летом 1942 года; соединению предстояло защищать с воздуха город Дарвин. В ноябре, он сбил своего первого японца, причем сделал это ночью, чего ни один австралийский летчик до этого не делал. Это также была первая победа на счету 77-й эскадрильи. Дик командовал соединением всю войну, и остался в авиации после ее окончания. В 1950, он вновь возглавил свою бывшую эскадрилью, на этот раз сражавшуюся на «Мустангах» в Корее. В период его командования, эскадрилья сменила «Мустанги» на «Метеоры» - и, после злополучных боев с МиГ-15, переключилась на бомбардировочно-штурмовые операции. В Корее, Дик выполнил 144 боевых вылета – 110 на «Мустангах», 24 на «Метеорах» и 10 на F-86 «Сейбр», вместе с частями USAAF. После окончания войны, Кресуэлл занимал различные командные должности, но при этом продолжал летать, в том числе и в Антарктиде, на  легкомоторном «Бивере». Кресуэлл уволился в запас в 1957 году, в звании командира авиационного крыла. Это замечательный человек, а то, что он летал на таком ярком Р-40 – это просто невероятная удача!

Для начала, уточним «метрики»  машины. Речь идет об истребителе P-40E-1-CU с целым набором серийных номеров: заводской, от фирмы Кертисс - C/N 19937, регистрационный номер USAAF - 41-36014, номер британских ВВС - ET750, австралийский номер - A29-113. Самолет, к сожалению, разбился и сгорел 25 июня 1943 года, уже в составе 2-го учебного звена (OTU). Интересно отметить,  что, хотя самолеты этого типа в Австралии были известны под именем «Киттихоук», британские обозначения серий  I, III, IV и т.д. здесь не применялись –  в ходу были обозначения, принятые в США, такие, как Р-40Е, Р-40М, Р-40N и т.д.

Знаменитый американский исследователь Дана Белл открыл множество фактов, которые необходимо иметь в виду, занимаясь историческими изысканиями. Первое: ВСЕ истребители Р-40Е-1 строились по британским спецификациям. «Единичка» в индексе прямо обозначает машину, чье изготовление было оплачено правительством США, но предназначенную для ленд-лизовских поставок. В беседе с Питером Мэлоуном, Дик  указал, что партия только что построенных истребителей, из которых он выбрал машину для себя, была изготовлена согласно британским требованиям, оснащена британскими приборами и оборудованием.  Более того, все самолеты серии Е-1 имели два номера – английский и американский (Ниже, мы подробно рассмотрим все аспекты, исходящие от  этого явления). Правда, некоторая часть E-1 все же направлялась в ВВС США – это подтверждено документально, и частично объясняет появление Р-40Е в «нестандартном» камуфляже в составе USAAF.

 Дик Кресуэлл получил свой Р-40Е в июле 1942 года, накануне вступления в должность командира эскадрильи. Он выбрал именно этот истребитель, потому что цифра 13 в номере отпугивала суеверных летчиков, и Дик вознамерился их разубедить – что с большим успехом и сделал. Его предыдущей машиной, был сильно изношенный P-40 из числа бывших истребителей USAAF, так что Дик был в восторге, получив совершенно новый самолет. Кресуэлл особо уточнил, что новый истребитель был окрашен не совсем так, как старый – бывшая машина USAAF была «коричневая сверху и синяя снизу» (предположительно, цвета  Olive Drab и Neutral Gray, которые могли с легкостью обернуться  бурым и синим). A29-113, по словам Дика, был «коричневый и зеленый сверху и намного светлее снизу», и это совпадает с цветами, наносившимися на заводе Кертисс в соответствии с британской схемой окраски Temperate Land Scheme – мы обсудим ее ниже.

Всю первую половину 1942 года, в частях, дислоцированных на северо-западе Австралии боролись с растерянностью и готовились к войне. 49-я истребительная авиагруппа USAAF, вооруженная истребителями Р-40, прибыла к месту действий, имея некоторое количество опытных пилотов и механиков – некоторые служили еще до войны. Снабжение было организовано достаточно плохо, но улучшалось. В то же время, аварийность была высокой, так как большая часть состава не была подготовлена в нужной степени. Напротив, части RAAF имели достаточно много подготовленных летчиков-истребителей, но испытывали нехватку самолетов и проблемы с организацией и техническим обслуживанием. «Путем взаимного обмена», 75-я эскадрилья RAAF вскоре получила истребители Р-40, и в марте отправилась защищать Порт-Морсби. Американцы заняли позиции на  острове Хорн и возле Дарвина, чтобы помочь с их защитой. Такое «смешивание» спустя десятилетия обернулось головоломкой для моделистов. Как ни жаль, но и австралийцев, и янки, в основном занимала проблема организации эффективной защиты с воздуха Австралии и Новой Гвинеи, а не следование «официально предписанным» регламентам нанесения камуфляжа, точного расположения линий раздела цветов и документирования окраски (черт с ней, с войной; даешь бумажную волокиту! ОЙ! Извините, вырвалось…). В июле 1942 года, 77-я эскадрилья прибыла в Дарвин – именно там, Дик Кресуэлл впервые сбил ночью самолет противника над Австралией. Все время, пока эскадрилья находилась в Дарвине, Кресуэлл прикладывал  усилия, сплачивая состав в единую и полностью подготовленную команду. Он также проявил командирский характер, и своей властью полностью запретил фотографирование. Даже спустя сорок лет после окончания войны, узнав, что экипаж «Хадсона» сделал несколько снимков его машины, Дик с сожалением заметил, что этим ребятам «не следовало брать камеру в руки». Знал бы он, сколько моделистов будут рвать на себе волосы из-за его решения тридцатилетней давности!

Хотя принято считать, что  истребитель с номером A29-113 после его получения собрали на 1-й авиационно-технической базе (Air Depot) RAAF, МОЖНО ПРЕДПОЛОЖИТЬ, (хотя, с моей точки зрения, это крайне маловероятно), истребитель собрали американцы. Следствием этого является потенциальная проблема с маркировкой, о чем пойдет речь ниже. 

Камуфляж

Согласно исследованиям Даны Белл, фирма Кертисс использовала различные схемы и камуфляжные цвета при окраске истребителей Р-40, предназначенных для англичан. Тем не менее, ВСЕ истребители P-40E-1 в заводских условиях окрашивались по британской схеме Temperate Land Scheme: камуфляжные цвета Brown и Green для верхних поверхностей, представляли собой аналоги британским Dark Earth и Dark Green. Понятно, что великое множество Р-40Е было окрашено в цвета Olive Drab и Neutral Gray, как было принято в американских ВВС – но только не «единички»! Для окраски в заводских условиях, использовались краски Дюпон 71-009 (коричневый цвет) и 71-013 (темно-зеленый).

Краски на верхние поверхности наносились по стандартизованной схеме, при помощи резиновых или фанерных масок – с незначительными различиями. Вместе с результатами исследований Даны Белл, тщательное изучение линий раздела цветов на снимках A29-113, дополненное варьированием контрастности в «Фотошопе», указывает, что камуфляж машины – явно заводского происхождения. Как правило,  установить, перекрашивался ли истребитель в ходе эксплуатации, совсем несложно – трудно предположить, что ремонтник, восстанавливающий окраску машины в полевых условиях, стремился бы в точности восстановить границы цветовых переходов, и имел такую возможность. Без сомнения, некоторые австралийские Р-40Е перекрашивали в ходе эксплуатации – особенно, после поломок и аварий. Однако, необходимым оборудованием для выполнения этой операции обладали только авиационно-технические базы и ремонтно-эвакуационные части, а в эскадрильях могли разве что нанести тактический номер и закрасить ободравшийся участок планера. Также необходимо отметить, что ни один Р-40Е-1 не был окрашен по «пустынной» схеме RAF – эту схему стали применять несколько позднее, на новейших Р-40К-1 и К-5.

Чтобы установить цвет нижних поверхностей, обратимся вновь к исследованиям Даны Белл. Как указывается, для этих целей применялся эквивалент британского цвета RAF Light Grey (FS 36463) – и это относится ко всем машинам, за исключением нескольких последних, где, возможно, использовался эквивалент RAF Light Blue. Это соответствует истине, несмотря на тот факт, что в заводских схемах окраски Кертисс, этот цвет именуется Sky Type S. Почему так произошло? Дана выяснил, что цветовой реестр RAF, которым пользовалась британская комиссия по закупкам, был 1938 года издания, и образец цвета Sky (Duck Egg Blue/Green) в него еще не входил – этот цвет официально начали применять только в 1940 году. Когда закупочную комиссию уведомили, что нижние поверхности надлежит окрашивать в цвет Sky, в реестре нашлось всего два подходящих цвета – Sky Grey и Sky Blue. Так как синий цвет (Blue) в инструкциях не упоминался, по всей очевидности, было решено использовать цвет Sky Grey – его и предложили американским производителям краски. A29-113 почти наверняка был окрашен снизу в светло-серый цвет. Дана не нашел свидетельств того, что истребители Р-40, выпускавшиеся по британским спецификациям, вообще когда-либо окрашивались снизу в цвет, эквивалентный RAF Sky - вплоть до версии Е включительно. Это также обозначает, что истребители авиагруппы «Летучие тигры» были окрашены снизу в светло-серый цвет, а не Sky! В исследованиях Питера Мэлоуна, основанных на изучении найденных остатков Р-40, содержатся точные эквиваленты: Green - FS 34096, Brown - FS 30095 (30118 тоже подойдет), Gray – ближайший эквивалент FS 36622, но с большей долей синего (отметим, что официально, в качестве ближайшего эквивалента называется FS 36463).

Стандартная маркировка

Два малоизвестных, но чрезвычайно важных нюанса маркировки Р-40Е также раскрываются  в исследованиях Даны Белл, который здесь обращается к заводским камуфляжным схемам Кертисс. Факт первый: согласно официальным требованиям, фирма Кертисс наносила звезды USAAF на все Р-40Е-1, готовые покинуть завод «своим ходом». Другими словами, к тому моменту, когда пилот занимал место в кабине истребителя и улетал, опознавательные знаки ВВС США уже были нанесены. Это имело смысл – большая часть этих машин предназначалась для USAAF.  Второй факт, открытый Даной, разрешает споры, длившиеся десятилетиями. Если Р-40Е-1 уходили с завода в ящиках, НИКАКИХ ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ЗНАКОВ на них не наносилось! Вместо этого, каждый самолет комплектовался…набором наклеек с опознавательными знаками USAAF, RAF и гоминдановских ВВС и лаком для их нанесения в литровой посудине. Необходимая маркировка наносилась при сборке машины, уже по прибытии к месту боевых действий. В свете этого открытия, все многолетние рассуждения о «перекрашивании» опознавательных знаков RAF и USAAF нужно пересмотреть заново. Это относится и к истребителю Кресуэлла. Становится ясным, почему расположение опознавательных знаков разнится в большом и малом, между отдельными машинами. Механик, которому поручали нанесение «кокард», не имел понятия о национальных правилах IPMS по проведению конкурсов на лучшую модель – в его распоряжении были только аппликации, клей и малярная кисть, потому неточность при нанесении ОЗ понятна и предсказуема.

Кокарды

В предстоящем разговоре, термин «RAF» относится к стандартному опознавательному знаку Британского содружества. Такие знаки наносились на австралийские самолеты до июля 1942 года, после этого начались изменения. Термин «RAAF» относится к  знаменитой сине-белой кокарде, используемой австралийцами с 1942 года. Чтобы понять наш выбор опознавательных знаков для декали PYN-UP,  необходимо кое-что знать о маркировке RAAF в 1942 и 1943 году.  Скрупулезное исследование австралийской маркировки – заслуга Иана Бейкера, и все указания ниже позаимствованы из его многочисленных монографий.

Прежде всего, вопреки утвердившемуся мнению, австралийцы не закрашивали  центральную красную «точку» на опознавательных знаках до конца августа 1942 года. Более того, внесенное в официальную директиву изменение, вышедшее в августе, требовало удалить красный цвет  лишь с ВЕРХНЕЙ ПОВЕРХНОСТИ крыла! О «кокардах» на фюзеляже, крыле снизу и килевом «флажке» в директиве не было ни слова – лишь в конце октября, вышло дополнение, согласно которому красные «точки» надлежало удалять с фюзеляжей и нижних поверхностей крыльев. Таким образом,  сине-белые опознавательные знаки, ассоциируемые с ВВС Австралии, формально не существовали до конца 1942 года, когда красные точки в основном удалили. Я спрашивал Дика Кресуэлла об этом, и спустя 60 лет после событий он не помнит, чтобы красный цвет с «кокард» удалялся в два этапа. Он смог только предположить, что первая инструкция попала в часть слишком поздно, и потому оба документа  вступили в силу одновременно.

Так какой же опознавательный знак нанесли на A29-113? Можно предположить, по официальным заводским чертежам Кертисс, что в комплект наклеек, поставленных с истребителем, входили:

  • стандартные красно-синие кокарды RAF, тип В, диаметр 47 дюймов – для верхних поверхностей крыла;
  • красно-бело-синие кокарды, тип  А, диаметр 32 дюйма – для нижних поверхностей крыла;
  • красно-бело-синие кокарды, тип А1 с широкой желтой обводкой по краю, диаметр 36 дюймов – для фюзеляжа.

По фотографиям, никак нельзя установить наличие «кокард» на верхней поверхности крыла А29-113. Эти знаки вряд ли вообще были нанесены – самолет прибыл в часть в июле 1942 года, как раз тогда, когда «кокарды» на крыле потребовали заменить. Да, можно допустить, что большие сине-красные эмблемы RAF были нанесены, но даже если так, их бы тут же содрали, а на их место наклеили, вероятнее всего, 32-дюймовые сине-белые знаки. На снимках других австралийских Р-40, окрашенных по схеме RAF, сделанных во второй половине 1942 года, представлены, как правило, ОЗ именно такого типа и размера, с пропорциями 3:5 (то есть, стандартная кокарда RAF «А» без красной точки).

На  январском снимке 1943 года, опознавательные знаки на нижней поверхности крыла соответствуют фабричным «кокардам», но красный цвет уже закрашен - точка в центре едва проступает из-под тонкого слоя белой краски, нанесенной поверх. «Кокарда» на фюзеляже еще более интересна: очень вероятно, что после доставки в 77-ю эскадрилью, на фюзеляж нанесли фабричную красно-бело-синюю наклейку с желтой обводкой,  диаметром 36 дюймов. Тем не менее, на январском снимке, «кокарда» другая – сине-белая,  того же размера, что и стандартная кокарда RAF. Это может означать, что поверх нанесенной аппликации «накрасили» новую кокарду – именно этот вариант был выбран для воплощения в декали PYN UP. Однако, и здесь далеко не все гладко.Анализ окраски и маркировки Р-40E Ричарда Кресуэлла

На «зернистом» фото A29-113 в полете,  вокруг кокарды виднеется темный участок – возможно, краску «затемнил» лак, попавший на нее при нанесении аппликации. Это может указывать на то, что желтый «обруч» на кокарде типа А1 закрасили в камуфляжный цвет – тем самым, знак обращается в тип А, диаметром 32 дюйма. Это также может быть дефект фотопленки, или следствие сжатия файла JPEG. Таким образом, вопрос о нанесении ОЗ на фюзеляж остается открытым. В декали, мы изобразили большие бело-синие фюзеляжные кокарды с отдельной красной точкой. Если такой вариант вас не устраивает, вместо нашей кокарды можно нанести подходящий по размеру ОЗ А1 с желтой обводкой, либо 32-дюймовую кокарду «Тип А» без центральной точки. 

Опознавательный знак на руле направления

«Флажок» на киле – еще один спорный пункт.  К марту 1942 года, RAF уже наносили на киль красно-бело-синий «флажок», обычно высотой 24 дюйма, причем белая полоска была намного уже остальных. Тем не менее,  на многих снимках австралийских P-40E, все три полосы «флажка» равны по ширине – примерно 8 дюймов.

На снимках A29-113, белая полоска также довольно широкая, а ее высота составляет порядка 18 дюймов. Таким образом, возможно, что наклейки RAF для нанесения на киль, поставленные заказчику вместе с самолетом, были старого образца. Также возможно, и вероятно, что «флажок» нанесли австралийцы на авиационно-технической базе – и, скорее всего, с красной полосой, так как директивы об удалении красного цвета появились спустя три месяца, а то и больше, с момента ввода машины в строй. Фактическая сторона дела остается неясной, но очевидно одно – в январе 1943 года, когда был сделан снимок, «флажок» высотой 18 дюймов, с белой и синей полосами шириной 9 дюймов, уже был нанесен. По нашему мнению, 9-дюймовую красную полоску в конце 1942 года замазали камуфляжной краской. Некоторые считают, что красная полоса могла распространяться на всю переднюю кромку киля, что нередко встречалось на австралийских Р-40Е-1. В качестве довода, указывается наличие темного пятна на киле, перед белой полосой.  Этот аргумент кажется нам неубедительным, так как при внимательном изучении двух снимков, темный участок оказывается «пятном» камуфляжного зеленого цвета, нанесенного по стандартной схеме, и не несет никаких следов перекрашивания.

Серийные номера

Анализ окраски и маркировки Р-40E Ричарда Кресуэлла

Цитируя бессмертное высказывание Монти Пайтон, «А теперь что-то совершенно иное!» Расположение и конфигурацию серийного номера мы нагло и вопиюще взяли с потолка. Ну да, сам номер A29-113 – исторический факт, никуда не денешься. Однако, RAAF наносили на P-40E-1 и черные, и светло-серые номера, и при этом  и цвет, и шрифт зависели от партии краски и авиационно-технической базы, где наносилась маркировка.

Трудности возникают из-за того, что на зернистых снимках, участок фюзеляжа, где полагается быть серийному номеру, сильно затенен. Вы можете сказать, что серый цвет легко отличить от черного, даже на очень «зернистом» снимке. Не торопитесь высказывать свое мнение! И черные, и светло-серые номера наносились на различные участки планера – и  перед стабилизатором, и под ним. Даже устанавливая различные уровни контрастности при помощи «Фотошопа», нельзя сказать со всей уверенностью, где был серийный номер. Изучая снимки, вы можете вполне обоснованно доказать, что «серийника» на данном самолете вообще не было! (Хотя вряд  ли вы нас убедите). Если бы серийный номер на истребителе Кресуэлла был нанесен перед стабилизатором, кодовое обозначение «U» частично бы его закрыло – именно в таком виде мы и изобразили машину в нашей декали. Мы можем только предположить, что серийный номер был черным и располагался перед стабилизатором – хотя он мог быть и серым, и на этот случай, в декали представлены ОБА варианта. Это единственная часть декали, не поддающаяся строгому уточнению с нашей стороны.

Индивидуальная маркировка

К индивидуальной маркировке истребителя Дика Кресуэлла относятся изображение флагов, окраска кока винта и буквенный код.

Флаги на фюзеляже

Анализ окраски и маркировки Р-40E Ричарда Кресуэлла

С подачи Кресуэлла, после его вступления в должность, самолеты эскадрильи были довольно  лихо разрисованы различными картинками и надписями – все замыслы воплощал некий Ньютон, который до войны разрисовывал городские вывески. Без фюзеляжной живописи оставался только один самолет - Кресуэлла. Дик поручил разработку дизайна Ньютону, не желая отвлекаться от своих служебных обязанностей. Результатом, стало изображение четырех стягов, гордо развевающихся на ветру – австралийских ВВС, государства Австралия, британского и «звездно-полосатого» флагов.

Анализ окраски и маркировки Р-40E Ричарда Кресуэлла

На правой стороне капота был изображен развевающийся штандарт командира эскадрильи RAAF – факт, остававшийся почти неизвестным со времен войны, но заново открытый австралийскими исследователями. Единственный снимок, запечатлевший это изображение, был сделан в 1943 году, после того, как капотную панель с А29-113 перенесли на новенький Р-40К (А29-166, AM-U). Кадр снят под таким углом, что невозможно установить, был ли нанесен номер эскадрильи (77) под изображением орла, как это обычно делалось в RAF (см. например знаменитый снимок, на котором Дуглас Бейдер выбирается из кабины «Харрикейна» 242-й эскадрильи). Отвечая на мой вопрос, Дик пояснил, что в RAAF не следовали этой практике, и на его самолете не было номера на флаге. 

Нам, как производителям декалей, приходится соблюдать график производства – иными словами, отсутствие номера не было окончательно доказано до того, как наша декаль попала на стекло принтера. Потому, декаль содержит две маленьких циферки «77», которые вы использовать уже не будете. Как указывалось, нижние панели капота являлись взаимозаменяемыми, для версий Р-40Е и Р-40К. Все пять флагов благополучно перешли на A29-166, который Дик получил в конце января 1943 года. Наша декаль может быть с успехом использована на модели Р-40К, если дополнить ее нужными опознавательными знаками и кодовыми буквами. 

Кок винта

Кок винта окрашивался на заводе в цвет нижних поверхностей – следовательно, на A29-113 кок был окрашен в цвет  Sky Grey –по крайней мере, в начале. На снимках, обтекатель втулки уже разноцветный – передняя часть определенно белая, задняя окрашена в некий темный цвет. Традиционно, считается, что это какой-то оттенок светло-синего, но по яркости цвет на задней части кока совпадает с «нижним» светло-серым. Вполне возможно, что заднюю часть кока просто не перекрашивали. Сам Дик не помнит, в какой цвет был выкрашен кок винта на его истребителе; таким образом, моделист в принципе может окрасить его в любой светлый цвет. Я рекомендую красить кок либо в один цвет с самолетным низом, либо в светло-синий цвет, как на командирском флаге.

Кодовая буква

Главным поводом для разногласий является цвет нанесенной на фюзеляж буквы U – индивидуального кода самолета. Существуют несколько аспектов этого противоречия, которые здесь стоит  рассмотреть. Во-первых, все Р-40, на которых летал Кресуэлл, были отмечены именно этой буквой – начиная с самой первой машины, унаследованной от USAAF. С буквой «U» на фюзеляже летал Р-40Е, полученный в июле 1942 года. В начале 1943, ему на смену пришел новейший Р-40К; к тому моменту, RAAF приняли коды летных частей, состоявшие из двух букв; А29-166 получил обозначение АМ-U. Во-вторых, цветных снимков А29-113 в природе не существует, а снимков других Р-40Е 77-й эскадрильи сохранилось очень мало, благодаря командирскому запрету на фотосъемку. Известный австралийский авиационный исследователь в конце 70-х задавал вопрос Кресуэллу, о цвете буквенного обозначения – и получил ответ, что буква была красная с белой обводкой. Тот же вопрос в 1980 году задал Питер Мэлоун – и вновь получил ответ, что буква была красная. Год спустя, Мэлоун взял более формальное интервью у Дика – на этот раз, тот сказал, что буква была определенно синяя – «командный синий», как он уточнил, когда его настойчиво попросили как-то обозначить цвет. 

Самое время отойти от нашей темы, по очень серьезному поводу.  Вопросы, наподобие «какого цвета была законцовка киля на вашей машине» нужно задавать не летчикам – в бою их в первую очередь заботило, чтобы  двигатели не подвели, и спусковой механизм пулеметов срабатывал от нажатия на гашетку, а вовсе не цвет законцовки, черт бы ее побрал. Как правило, летчик совершенно не помнит, как выглядела его машина – если только он не собирал модели или не занимался историей до того, как попал на войну. Задача пилота – выполнить полетное задание, уничтожить противника, вернуться на базу по возможности невредимым. Все остальное воспринимается как неуместная и раздражающая мелочь; моделист, забывший про это, рискует выглядеть как идиот в глазах героя войны. Наземный персонал – вот к кому надо обращаться за деталями; ведь их профессиональная жизнь концентрировалась на состоянии летательных аппаратов, а не на полетах и воздушных баталиях. Такое разделение знаний и памяти встречается не во всех случаях, но его необходимо иметь в виду при восстановлении облика самолета военного времени. Питер Мэлоун опросил бывших механиков 77-й эскадрильи – они либо не помнили цвет кодовых обозначений в конце 1942 года, либо называли красный цвет с белой обводкой. Когда я не так давно задал этот вопрос Дику (ну да, идиотский вопрос, я понимаю, но я попытался выразиться более-менее обтекаемо), тот уверенно ответил, что его АМ-U летал с синими кодами. Он специально выделил «АМ-U». Это важный пункт. На «боковиках» и декалях, цвет, которым наносились коды в эскадрильях RAAF, представлен как белый.

На самом деле, и официально, и в реальной эксплуатации, с 1943 года для нанесения кодов применялся цвет RAAF K3-195 Sky Blue. Таким образом, с исторической точки зрения, вполне вероятно, что Р-40K Кресуэлла летал с синими кодами – но про предыдущую машину, А29-113, Дик мне такого НЕ говорил. С другой стороны, дважды указав, что цвет его кодовой буквы был красным, Дик впоследствии утверждал, что он был синим – якобы, чтобы не спутали с японскими ОЗ. Итак, замечательный летчик-истребитель и командир эскадрильи в течение десятилетий неоднократно менял свои свидетельства: красный-красный-синий-синий-нет комментария. Никто не выступает с критикой в адрес Дика Кресуэлла – строевой летчик и командир эскадрильи, он решал и держал в памяти куда более важные вопросы, чем цвет буквы, украшавшей его истребитель. Кроме того, любые разговоры о том, что красный цвет «никто бы не стал использовать», чтобы не принять свои самолеты за японские, безосновательны – на момент нанесения буквы U, на плоскости и киль все еще наносились опознавательные знаки с красными элементами. Встает вопрос, не была ли буква перекрашена в другой цвет позже, но свидетельств этого нет. Потому, нам надо вернуться к двум зернистым фотокарточкам, сделанным в 1943 году – на двух из них, буква есть в кадре, на третьем виден только нос. На снимках, обводка соответствует белому цвету на «кокарде» RAAF, так что мы смело можем идентифицировать этот цвет как белый. Темная часть буквы, выглядит более светлой, чем синий цвет на «кокарде», но намного темнее, чем светло-серый или светло-синий цвет, в который окрашен кок винта. Так как темная часть кока, была предположительно окрашена в серо-синий цвет, представляется маловероятным, что буквенный код был нанесен цветом «command blue» - в один цвет с флагом на правой стороне. Тогда, что же это за цвет?

На момент съемки, красные элементы уже были удалены с «кокард» и флажков на киле, так что  напрямую сравнить рассматриваемый цвет с красным уже никак не удастся. Так же не удастся сравнить его с красными элементами на развевающихся знаменах – это художественная работа, и она изобилует световыми бликами и тенями. Да и потом, раз это художественная работа, то какие краски в ней использовались? «Штатные» краски RAAF? Или USAAF? Или жестянки из хозяйственной лавки? А может, это был трофейный немецкий цвет RLM 103? Мы даже можем допустить, что это были краски, произведенные в России еще до большевиков, захваченные англичанами во время интервенции, и неизвестно каким путем оказавшиеся в Дарвине двадцать лет спустя! Ладно, допустим что это ерунда. Но не меньшей ерундой выглядит утверждение, что мы неким образом можем сравнить цвет кода и цвета на флагах. Что мы имеем в итоге? Всего лишь догадку, но исторически обоснованную. Ничто, помимо свидетельства самого Кресуэлла, убедительно не доказывает, что кодовая буква была синей. Я уверен, что Дик был в равной степени правдив (почему бы и нет?) и точен, указав на синий цвет – но в отношении самолета с номером A29-166 AM-U, а не A29-113. Черно-белые снимки ничуть не помогают в установлении цвета; некоторые бывшие механики 77-й эскадрильи указали на использование  красного цвета в 1942 году, а на синий не указал никто; сам  Дик в первый раз указал на красный цвет – этого достаточно, чтобы предположить, что кодовая буква на А29-113 была КРАСНОЙ. Так мы и изобразили на декали, предложив синий вариант в качестве альтернативы.  Уф-ф! Далеко же мы зашли! Зато теперь для вас очевидно, насколько сложен и порой мучителен путь воссоздания облика всего одной машины. Мы описали типичные усилия, необходимые в наших исследованиях, и, хотя порой делаем ошибки, результат по нашему мнению стоит затрат.

Литература

  • Дана Белл
  • Питер Мэлоун
  • Снимки, предоставленные Питером Мэлоуном и Гордоном Биркеттом
  • Личные беседы с  Ричардом Кресуэллом
  • Ранние интервью, взятые у него же Джоффом Пентлэндом, Питером Мэлоуном и Фрэнком Смитом
  • Серия монографий Иана Бейкера по австралийским цветам и маркировке (часть была опубликована в журнале Scale Modeller Magazine International)
  • Переписка с Гордоном Биркеттом и Гордоном Кларком (ADF-Serials.com)
  • RAAF Camouflage & Markings, 1939-45, Volume 1, Geoff Pentland. Kookaburra, 1980.  

Оригинал: http://www.cybermodeler.com/history/meteor/cresswell.shtml 

Дейв Клаус, Meteor Productions, Inc.
Перевод Матвей Глухарь, 2006
Печатается с сокращениями.

» Информация о статье
Просмотров: 7226
Опубликовано:
faust в 06.10.2008 - 13:44
Тема: Анализ окраски и маркировки Р-40E Ричар...(#84) - обсуждение

по поводу окраски всё понятно, она английская, а как окрашивалась кабина?
в американский Chromate Yellow
или
английский Aircraft /Grey Green
abivan в 06.10.2008 - 14:51
За всё время, которое я потратил на изучение вопроса по окраске внутренних поверхностей американских и британских самолётов, ни разу, нигде, ни в каком виде не встрчал данных о том, что внутренние поверхности машин предназначенных для других стран окрашивались в соответствии с правилами страны - заказчика. То есть "кишки" красились по американским стандартам.
Только не понятно причём тут упоминаемый Вами "Chromate Yellow" ,см. далее:

"В отличие от других производителей авиатехники, фирма Кертисс окрашивала свои изделия прямо на заводе. Кабина Р-40 окрашивалась в цвет Curtiss Cockpit Green – краску заказывали на ''местной'' фирме Берри Бразерс, ее цвет был почти идентичен Interior Green. По свидетельствам очевидцев, по сравнению с последним, в краске было больше коричневых тонов.
Комментарий
Вопрос с окраской интерьеров Р-40 не так однозначен. Краску Curtiss Cockpit Green официально внедрили распоряжением по фирме ''Кертисс-Райт'' лишь 31 августа 1942 года... Однако, Р-40 выпускались к тому моменту уже почти четыре года. Их кабины, очевидно, как-то окрашивались - но в какой цвет? ...Согласно спецификации 98-24113А (1938), интерьеры самолетов со сдвижной секцией фонаря полагалось окрашивать смесью цинк-хроматной грунтовки, черной краски и серебрянки. Дана Белл называет этот цвет Yellow Green. К моменту, когда фирма приняла решение, закупать готовую краску, на конвейере находились машины Р-40Е. Можно предположить, что, заказывая краску, фирма подобрала ближайший аналог у Берри Бразерс, взяв Yellow Green за образец: новый цвет был очень похож на предыдущий, но серых тонов в краске от Берри Бразерс было больше. В 1943 году, цвет кабины снова изменился - теперь это был Interior Green, тот же состав, но без алюминиевой пудры или пасты. Этот цвет был несколько темнее и с меньшей долей желтизны, по сравнению с Yellow Green".

Как видим ни слова о "Chromate Yellow". Вообще я не встречал информации о том, что это цвет применялся при окраске кабин хоть одного американского самолёта. В этот цвет красились многие внутренние поверхности "американцев", но не кабины.
faust в 06.10.2008 - 18:34
спасибо за инфу, по поводу Chromate Yellow, я просто таким образом пытался узнать как должна была краситься кабина A-31/A-35 Vengeance
mgolovanov в 07.10.2008 - 09:30
На странице http://hobby-plus.narod.ru/us_interior_colors_1939_1945/us_interiors_2.htm приводится , с которой можно снять цвет окраски внутренностей. Это P-40 (В или С) в начале 1941 года. Фотография имеет похожий на правду баланс цветов (во всяком случае, Dark Olive Drab на ней имеет общепринятый баланс красного/зеленого/синего). Я снял с этой фотографии и принял в своей модели (P-40B) цвет интерьера как #B09B50 (176-155-80) - без учета осветления:

[url=http://www.postimage.org/image.php?v=PqMfayr][/url]

Добавить свою статью | Обсудить на форуме

Вы должны быть пользователем сайта, чтобы комментировать статьи!
Зарегистрироваться

Канал на Дзене Телеграм ScaleModels.ru Вконтакте Подписаться на RSS
ScaleModels.ru - сборные масштабные модели. © 2005-2015. Работаем на сервере FastVPS.ru
Privacy Policy