Долго искал модель И-153 "Чайка" в 48 масштабе. Для меня этот самолет является культовым в истории наших ВВС. Описывать его историю, думаю, нет необходимости. Постараюсь подробно остановиться на сборке самой модели и диорамы. Как только фирма AMG стала выпускать данный набор, я приложил все усилия интернета и своих финансов, чтобы стать счастливым обладателем данной модели, и как только стартовал очередной GB "КРАСНЫЕ ЗВЕЗДЫ 3" я уже точно знал, с чем буду в нем участвовать. Итак, уровень адреналина повышается, учащается сердцебиение и появляется улыбка на лице - я приступаю к сладостному моменту -началу сборки модели!
Перед тем как собрать эту модель, я долго и упорно собирал информацию по этому самолету. Но ее, поначалу, оказалось немного. Очень пригодилась книга Михаила Маслова ( её французская версия в журналах Avions № 166-170) и техническое описание И-153 с мотором М-62, ну и конечно этот сайт, где уже не раз появлялись статьи о сборке данного кита. Я сразу решил собрать самолет первых серий, принимавших участие и проходивших войсковые испытания в конфликте на реке Халхин-Гол.
Данный вариант раскраски может быть и вымысел (мурзилка), но в книге Маслова он присутствует. Учитывая тот факт, что в Монголии воевали ветераны Испанской и Китайской командировок, то многие самолеты по опыту тех войн были камуфлированы, в том числе и «Чайки». Вот есть фото подтверждающее этот факт. И именно в таком камуфляже "Чайка" как раз должна была подойти под мою диорамку.
Сюжет, который я хотел изобразить на диораме крутился у меня в голове от прочитанных рассказов Бориса Смирнова в книге "Небо моей молодости". Там он описывал момент, когда после возвращения из боевого вылета вся эскадрилья попала в туман, который стелился по земле и мешал ориентированию и посадке. Летчикам пришлось вслепую садится в степи, к счастью, после того как туман рассеялся все самолеты и летчики оказались целы. Я думаю, это было подтверждением высоко мастерства летчиков, принимавших участие в этом конфликте ( ветераны Китайской и Испанской командировок). Из воспоминаний Б.Смирнова были случаи, когда летчики просто плутали, так как серьезных ориентиров в степи не было и после боя очень тяжело было сориентироваться.
Итак я приступил к сборке модели в надежде, что пока ее соберу в голове появится более точный сюжет диорамы.
Сама модель отлита по технологииЛНД. Имеется плата фототравления. Стойки шасси, винт, кислородный и воздушный баллон, хвостовое колесо, выхлопные патрубки, патрубок маслорадиатора и штурвал отлиты из белого металла. Краткий обзор этой модели есть в журнале М-Хобби. Собирается модель на "сухую" замечательно, вот только из белого металла я взял штурвал, винт, хвостовое колесо и патрубок маслорадиатора. Остальные детали пошли в мусорное ведро. Травленка тоже пригодилась не вся. В качестве дополнения я приобрел 2 набора фототравления от "Gonza" -это ленты -растяжки и лобовые жалюзи капота, и пулеметы ШКАС от "Вектора"
Сборку начал с интерьера кабины. Собрал приборную доску, пол кабины и занялся вырезанием лобовых жалюзи капота.
Собрал две половинки фюзеляжа, вырезал окна для приборной доски и под откидные дверцы на бортах. Толщину стенок сточил до масштабности. Сделал отверстия под трубу от маслорадиатора и вентиляционные трубы охлаждения пулеметов и вставил туда обрезки медицинских игл.
Занялся капотом, шлифовкой, стачиванием задних кромок и изготовлением двигателя, в качестве мастер модели был двигатель от "Буффало" (Тамия). Если собираетесь раскапотировать то придется приобрести двигатель у «Вектора».
Для тех, кто соберется вырезать лобовые жалюзи капота и ставить травленные от "Гонзы", отверстие в пластике делайте диаметром меньше. Мне потом пришлось наращивать пластиковым прутком.
Собрал силовой каркас фюзеляжа в кабине из пластиковых прутков (американская фирма "Еvergreen scale models"). Казенные части пулеметов ШКАС установил в кабине, но их практически оказалось не видно. За приборной доской установил имитацию патронных ящиков (перегородка из «сыростирола») и топливного бака, так как если их не установить будут видны ниши шасси и дыра в фюзеляже. Доделал интерьер кабины, установил 2 баллона, аптечку, ракетницу, рычаги управления двигателем и другую мелочевку.
Очень много проблем доставила плоская бронеспинка, выполненная методом травления. Пришлось идти на компромиссы и извращаться, чтобы придать ей более или менее правильный вид. Предварительная сборка модели "на сухую" .
Слегка доработал ниши шасси. Вопросов по нишам осталось больше, чем ответов. Какими они были на первых сериях никто не знает. Спасибо УОКЕРУ, просветил немножко, но на фото самолеты последних серий.
Вот так выглядела "Чайка" после сборки и грунтовкинитрой серебрянкой от "Акана". Установил движок. Он у меня, к сожалению, отлился не качественно, есть раковинки и недоливы, но к счастью его не будет видно за жалюзями, так только общие контуры. Поэтому его доводить «до ума» не стал.
Закрепил ленты - растяжки на крыльях установил капот и покрасил самолет матовой серебрянкой от «Акана». Потом покрасил металлические поверхности светло-серой краской от «Акана» (акриловой).
Нанес камуфляж акриловой краской АМТ -4 от «Акана». Нанес декали и выяснилось, что промахнулся на левом борту со звездой, из - за чего номер пришлось переносить ближе к стабилизатору и двойка залезла на зеленое пятно. Обидно, в самом конце и такой видимый ляп. Покрыл модель глянцевым лаком и приступил к маранию и пачканью. Модель измарал слегка, сильно пачкать и большие выхлопы делать не стал. Самолет новый, прибыл в Монголию на войсковые испытания, полетал от силы недельку-две.
Остро встал вопрос с выхлопными патрубками, родные ставить из белого метала -это просто ужас какой-то. Решил делать сам, испробовал много вариантов, вплоть до абсурдных (полиэтиленовый стержень от шариковых ручек). В результате решил поэкспериментировать с обычной офисной бумагой. Как это получилось лучше меня покажут фото. Скажу одно, бумага пропитанная этим клеем , обрабатывается как пластик.
Из фольги - самоклейки наклеил стяжную ленту. Из двухкомпонентного клея «Момент» вылепил колбаски, имитирующие кожаную оббивку и подголовник пилота.
Сделал прицел, козырек кабины , стойки шасси взял от И-16 фирмы "АРК". Доработал кок винта и сам винт полирнул с пастой ГОИ. Собрал из травленных деталей боковые откидываемые бортики кабины пилота, сделал на них кожанные подушки из двухкомпонентной Тамии и покрасил в черный цвет.
Модель покрыл полуматовым лаком от Валехо, вставил кожухи пулеметов (медицинские иглы )приклеил козырек и шасси и получилась вот такая модель.
Следующим этапом стало изготовление подставки. К моменту готовности модели в голове уже созрел небольшой сюжет. Советский летчик сел в степи из-за тумана (или просто заблудился) и по счастливой случайности не вдалеке оказался монгол погонщик лошадей. Табунщик жестами пытается объяснить летчику в какой стороне находится аэродром. Все очень просто, только вот лошадей и уж точно наездника в 48 масштабе у меня не было, а сделать такую диорамку жуть как хотелось. Пришлось обратиться за помощью к младшей дочери, которая страсть как любит собирать фигурки лошадей. После осмотра ее коллекции нашел 3 фигурки по размерам более менее подходящими к 48 масштабу. Нашел во всемирной сети вот такие фото:
Слепил из двухкомпонентной "Тамии" седло.
Теперь дело стало за пилотом и табунщиком. Пилота я взял от первых наборов ИСМ, отрезал ему левую руку и часть левой стороны туловища. С помощью двухкомпонентной "Тамии" вылепил ему руку, часть туловища с гимнастеркой, переделал парашют, вылепил ремни парашюта и приклеил кобуру пистолета.
Табунщика начал лепить с ног, так как необходимо правильно расположить их относительно туловища лошади.
Пришлось изучать фото всадников и искать правильное анатомическое расположение наездника и его осанку. Тут лучше подошло вот это фото, как говорится ничего лишнего:
После третьей попытки стало получаться. Потом было проще -туловище, руки и голову взял из набора Preiser. Потом слепил из двухкомпонентного "Момента"халат и головной убор. Плетку сделал из куска медной проволоки.
После грунтовки вот так стал выглядеть монгол и его лошадь:
Конечно это не "ТАНК" или "Верлиндер", но для первого раза думаю пойдет на троечку.
Следующим этапом стало изготовление основания диорамки - монгольская степь. Из воспоминаний Смирнова степь в районе реки и озер была более насыщена растительностью, изучив фото из интернета и вспомнив свое детство (а родился и вырос я в Казахстане) решил делать траву более высокой.
Основание сделано из фоторамки, деревянных ученических линеек и упаковочного пенопласта. Пенопласт покрыт гипсом. На гипс наклеена рулонная трава от "Звезды", кусты и трава фирмы NOCH.На высыживание кустов травы потратил 4 вечера по 2-3 часа, в общей сложности высадил около 1000 кустиков. После этого еще более зауважал Создателя - ему бедному приходится по всей планете траву сажать! После этого тонировка травы кистями и аэрографом пятью разными оттенками зеленого цвета(акрил).
На траве были промяты следы от колес самолета, приклеены фигурки и табличка, которую я заказал в одной из рекламных фирм.
Вот в принципе и все. Приятного просмотра и спасибо, что нашли время дочитать эту статью да конца!
Алексей, поздравляю с завершением! Как всегда, здорово!
С интересом прочитал статью, очень понравилась модель, а лошадь и всадник вообще песня!
Очень идейная диорама!
А что касается ляпа с номером на левом борту, то он не от того, что промах со звездой, а от того, что зеленое поле сдвинуто вперед :(
Да кого это, впрочем, волнует!
Смотрится отлично, душевно - а это как раз то, что нужно!
Не каждый сможет вдохнуть жизнь в кусок окрашенного пластика! (Кэп какбэ намекает на Создателя:) )