Наши проекты: 3D печать и услуги : Wiki : Сувениры : Walkarounds :
Войти Регистрация

Вспомогательная палубная техника ВМФ США 1/72

Давно хотел иметь в своей коллекции модели всех типов палубных тягачей ВМФ США в масштабе 1:72, и вот некоторое время назад это получилось осуществить. Статья описывает каждую из моделей. В будущем, я надеюсь, каждый из этих тягачей займет место на соответствующей мини-диораме. 

 

Палубный тягач Willys MB

Вспомогательная палубная техника ВМФ США 1/72
В середине 1942 г. ВМФ США начал проводить эксперименты по применению различных небольших машин для буксировки самолетов по полетной палубе авианосцев. Вызвано это было тем, что вес палубных самолетов постоянно возрастал, и применявшийся до этого способ перемещения самолетов по палубе (вручную силами палубной команды) начинал накладывать ограничения на оперативность ведения взлетно-посадочных операций. Хотя достаточно крупные самолеты служили на американских авианосцах и ранее, интенсивность операций в сравнении с довоенными годами и первыми месяцами войны существенно возросла, и, соответственно, требования к скорости и частоте перемещения авиатехники по палубе стали выше. Использование тягачей для буксировки самолетов по палубе практически сразу же было признано успешным, и с конца 1942 г. они имелись на всех типах авианосцев.

Полноприводные автомобили Willys MB были в числе первых "призванных" на роль палубных тягачей. Каким-либо существенным переделкам машины не подвергались: обычно демонтировались лишь ненужные на авианосце аксессуары, такие, как тент, запасное колесо, комплект инструмента, канистра. Также часто снимались ветровое стекло и зеркала заднего вида. В годы войны "Виллисы" использовались в роли тягачей-буксировщиков как на ударных авианосцах (классов Yorktown и Essex), так и на легких (класс Independence) и эскортных (классов Bogue, Sangamon, Casablanca). Практически сразу после ее окончания они были вытеснены с этой роли тракторами BNO-40 и Clarktor 6. 
Доступен целый ряд наборов для постройки Willys MB в масштабе 1:72 - от фирм Academy, Airfix, Hasegawa и Italery. Подержав в руках каждый из них, я склонен считать, что модель фирмы Airfix из набора "Willys Jeep and Trailer" (кат. № 01322) - лучший вариант. Даже если собирать "из коробки", результат будет больше похож на настоящий Виллис, чем модели других упомянутых фирм. Прежде всего, модель от Airfix выделяется наиболее похожими на прототип колесами и решеткой радиатора (именно эти два элемента, как мне кажется, во многом и определяют "лицо" маленькой машинки). Уделено внимание и ходовой части, и различным мелким деталям, хотя, конечно, почти все они толстоваты в сечениях для масштаба 1/72. Из "минусов" можно отметить следующее: вместе с деталями корпуса отлиты набор инструмента и поручни, а на решетке радиатора отлит "кружок" для "армейского" тактического номера машины.

При постройки модели были проведены следующие доработки:

  • Удален ряд отлитых вместе с кузовом мелких деталей (поручни, комплект инструмента и т.п.).
  • Заново изготовлены поручни на кузове, кронштейны крепления канистры и запасного колеса, замки капота, педали, рулевое колесо и рычаги КПП, дополнительная фара.
  • Имитировано ребро жесткости на капоте, а также выемки в боковине кузова под комплект инструмента.
  • Решетку радиатора пришлось изготавливать заново, так как отлитый вместе с нею "номерок" безболезненно удалить не получилось.
  • Пришлось изготовить макет (весьма условный) двигателя: как оказалось, зияющая пустота на том месте, где он должен быть, очень хорошо видна при взгляде снизу.
  • Доработана ходовая часть: имитированы листовые рессоры и амортизаторы; заново изготовлена выхлопная система.
  • Установлены фары с прозрачными стеклами и отражателями (из набора "Landing Light" фирмы Elf).

Схема окраски машины: 1940-е гг., ВМФ США.

Палубный тягач Clarktor 6

Вспомогательная палубная техника ВМФ США 1/72
Как и упомянутый выше Willis MB, трактор модели Clarktor 6 был "призван" на службу ВМФ США в качестве палубного тягача-буксировщика в первые годы войны. На тот момент эти тракторы уже использовались для буксировки техники и грузов на аэродромах ВВС Армии США. Ко второй половине 50-х годов они были вытеснены с палуб новыми тягачами MD-1, но на береговых базах эксплуатировались до конца 60-х годов. На авиабазах ВВС такие тракторы продержались даже чуть дольше, а отдельные экземпляры, судя по имеющимся фотографиям, используются частными лицами на небольших аэродромах в США и до сего дня.

Модель - из набора "U.S.Ambulance & Tow Truck" фирмы Academy (кат. № 13403). Набор содержит детали для постройки санитарного автомобиля Dodge WC54, трактора Clarktor 6 и тележки для транспортировки бомбы. Уровень деталировки трактора и его соответствие прототипу достаточно посредственны. При постройки модели были проведены следующие доработки:

  • Нуждается в доработке сам корпус трактора. В частности, колесные ниши сделаны слишком мелкими, а крылья - слишком узкими для того, чтобы вместить двускатные задние колеса, стоявшие на прототипе (в наборе предлагаются односкатные). Ниши расширены, крылья надставлены, попутно изготовлен новый задний бампер.
  • Предлагаемые в наборе колеса даже отдаленно не похожи на колеса прототипа. Новые колеса изготовлены на основе авиационных, взятых из закромов.
  • Передний щит, играющий роль решетки радиатора: ни деталь, предлагающаяся в наборе, ни фототравленая деталь фирмы Eduard не соответствуют прототипу. Я исправлял фототравленую деталь.
  • Изготовлена заново задняя стенка моторного отсека (она же приборная панель), т.к. предлагаемая в наборе деталь имеет слишком большую толщину и неправильный профиль (кстати, фототравленую приборную панель из набора Eduard я не использовал, так как сходства с прототипом тоже не обнаружил).
  • Установлены фототравленые педали, крепление рулевой колонки, настил рабочего места водителя и рычаг стояночного тормоза (из набора Eduard).
  • Изготовлен капот двигателя, решетка в нем имитирована фототравленой сеткой (на фотографиях попадаются тракторы как с установленными капотами, так и со снятыми, так что, можно ставить, а можно и нет).
  • Установлены фары с прозрачными стеклами и отражателями из набора "Landing Light" от Elf.

Схема окраски машины: 1950-е гг., ВМФ США.

Палубный тягач BNO-40

Вспомогательная палубная техника ВМФ США 1/72
Аналогично упоминающимся выше джипам Willis MB и тракторам Clarktor 6, тракторы модели BNO-40 также были приняты на вооружение ВМФ США в первые годы войны для буксировки авиатехники по палубам авианосцев. Они служили до середины 50-х годов на авианосцах всех классов, включая тяжелые, легкие и эскортные. Некоторое количество машин перешло к ВМФ Франции вместе со своими кораблями - R96 La Fayette (бывш. USS Langley) и R97 Bois Belleau (бывш. USS Belleau Wood).
Модель производства фирмы F4Models (кат. № FM7007).

Сборка - "из коробки". Требуется очень аккуратно сгибать фототравленые крылья, чтобы избежать изломов. Видимый через проемы капота двигатель отлит в смоле так, что, на мой взгляд, не нуждается в дополнительной деталировке.
Схема окраски машины: 1940-е гг., ВМФ США.

Палубный авиастартер NC-1A

Вспомогательная палубная техника ВМФ США 1/72
Эта машина - специализированный палубный авиастартер, созданный на основе легкого полноприводного автомобиля Willys CJ-3A. Его задача - обеспечение внешнего электропитания для запуска двигателей палубных самолетов. Для достижения лучшей маневренности агрегат имел существенные отличия от джипа-прародителя: от исходной машины осталась только передняя часть кузова, а задняя часть представляла собой короткую плоскую платформу; привод был оставлен только на передние колеса, ставшие неповоротными; два расположенных под полом платформы задних колеса малого диаметра были управляемыми и поворачивались на 360º. Авиастартеры NC-1A использовались на всех авианосцах ВМФ США с начала 50-х и до конца 60-х годов.

При размещении этой модели на диораме следует иметь в виду, что стартеры NC-1 обеспечивали только электропитание. Электричества для запуска было достаточно только двигателям первых поколений палубных самолетов (FH-1 Phantom, FJ Fury, F2H Banshee, F9F Panther / Cougar, F3D Skyknight, F7U Cutlass). Появившиеся на палубах во второй половине 50-х F4D Skyray, A4D Skyhawk и все последующие реактивные машины требовали для запуска сжатого воздуха, что и вызвало постепенный уход со сцены машин NC-1 и переход к стартерам на базе газовых турбин.
Модель производства фирмы F4Models (кат. № FM7006).

Некоторая сложность постройки этой модели в том, что ряд деталей приходится изготавливать самостоятельно из тонкой проволоки; это - рулевая колонка, защитная скоба в передней части корпуса, каркас сиденья и провод с вилкой стартера. Фары были взяты из набора "Landing Light" фирмы Elf.
Схема окраски машины: 1950-е гг., ВМФ США.

Палубный тягач MD-1

Вспомогательная палубная техника ВМФ США 1/72 Вспомогательная палубная техника ВМФ США 1/72
Тягач MD-1 появился на палубах американских авианосцев в середине 50-х годов и быстро заменил все старые машины. Помимо задачи буксировки авиатехники, машина работала и в роли мобильного стартера: для этого на платформе в задней части машины монтировался контейнер с компрессором (газовой турбиной). Тягачи MD-1 прослужили на американских авианосцах классов Essex, Midway, Forrestal и Kitty Hawk до середины 60-х годов, когда были заменены новыми тягачами MD-3. Также эти машины эксплуатировались на авианосце Bonaventure ВМФ Канады.

Модель производства фирмы F4Models (кат. № FM7001).

Набор предлагает определенный простор для творчества: предлагаются три варианта задней части тягача, два варианта решетки радиатора и несколько вариантов размещения балласта. Исторические фотографии тягачей MD-1 на палубах подтверждают такое разнообразие. На плате фототравления - различные решетки, педали, рулевое колесо и держатели шланга компрессора. Сам шланг, однако, в набор не включен.

Я собрал два варианта тягача: с модулем компрессора и без. Сборка - практически "из коробки"; самостоятельно изготовлены шланг компрессора (проволока), мелкие скобы (также проволока) и фары (кружки фольги и прозрачный лак).
Схема окраски машины: 1950-е..60-е гг., ВМФ США.

Палубный тягач MD-3

Вспомогательная палубная техника ВМФ США 1/72
Принятый ВМФ США на вооружение в начале 60-х палубный тягач, получивший индекс MD-3, был существенно крупнее и тяжелее предшественников (чтобы справиться с перемещением потяжелевших ЛА). Как и его непосредственный предшественник MD-1, новый MD-3 исполнял обязанности и тягача-буксировщика, и стартера: к задней его части мог быть пристыкован контейнер с компрессором (газовой турбиной) для запуска двигателей самолетов. Имелся также контейнер с агрегатом пожаротушения, который превращал тягач в легкий пожарный автомобиль. MD-3 служили на палубах до конца 90-х / начала 2000-х годов, когда появилась обновленная версия машины, A/S32A-31A, имеющая ряд внешних отличий. Также можно отметить службу небольшого количества тягачей MD-3 на авианосцах Bonaventure ВМФ Канады и Veinticinco de Mayo ВМФ Аргентины соответственно.

Модель тягача MD-3 имеется в наборе "Flight Deck Crew & Carrier Tractor" фирмы Fujimi (кат. № 35001). Помимо тягача, в набор входят 10 фигурок членов палубной команды. Тягач можно собрать как с модулем стартера, так и без него, а также в версии пожарного автомобиля. Уровень деталировки и соответствие прототипу неплохи; наиболее крупным недостатком является следующее: в наборе предлагаются односкатные задние колеса, в то время как на прототипе они были двускатными. При постройки модели были проведены следующие доработки:

  • Односкатные задние колеса, предлагаемые в наборе, заменены на двускатные. Для этого в корпусе расширены ниши задних колес, а для получения дополнительных задних скатов с колес в наборе сняты копии методом отливки.
  • Для приведения в соответствие с прототипом корпус тягача в районе рабочего места водителя подправлен.
  • Из проволоки изготовлен шланг компрессора (тот, что предлагается в наборе, выглядит как кусочек пластика).
  • Добавлены мелкие самодельные детали: поручни на корпусе, рычаги и педали на рабочем месте водителя, фары с прозрачными стеклами и отражателями.

Схема окраски машины: 1960-е..70-е гг., ВМФ США.

Палубный тягач A/S32A-31A

Вспомогательная палубная техника ВМФ США 1/72
Тягачи типа A/S32A-31A используются в настоящее время на всех авианосцах и авианесущих десантных кораблях ВМФ США (включая классы Enterprise, Nimitz, Whidbey Island, Harpers Ferry, Austin, Wasp и San Antonio, а ранее и Tarawa и Kitty Hawk). Основные отличия модернизированной версии A/S32A-31A от тягача MD-3, использовавшегося в 1960-х..90-х годах, - это измененная задняя часть корпуса (в том числе, расширенные колесные арки), иные колеса и новый модуль стартера.
Модель производства фирмы F4Models (кат. № FM7002).

Из набора можно собрать тягач как с модулем стартера (именно в таком варианте машины чаще всего используются на авианосцах), так и без него (а этот вариант более типичен для десантных кораблей: вертолетам не требуется для запуска подача воздуха). Шланг компрессора отлит в смоле и выглядит достаточно реалистично. В набор входит крупная плата с фототравлеными деталями - большинство из них нужны для сборки модуля стартера. При сборке этого модуля выявилась неидеальная стыкуемость деталей: потребовалась подгонка. Как и у прочих описанных здесь моделей, мелкие скобы - из проволоки, а фары - кружки фольги и витражный лак.
Схема окраски машины: 2000-е гг., ВМФ США.

Ангарный тягач A/S32A-32A

Вспомогательная палубная техника ВМФ США 1/72
Специализированный тягач для перемещения авиатехники в стесненных условиях ангарных палуб и самолетоподъемников поступил на корабли ВМФ США в середине 60-х. Его модернизированная версия, получившая обозначение A/S32A-32A, остается на вооружении авианосцев всех классов и универсальных десантных кораблей LHA и LHD до настоящего времени. Машина отличается маневренностью и компактностью: гидравлические захваты фиксируют носовую стойку шасси самолета или вертолета и приподнимают ее над палубой, а поворачивающееся на 360º колесо в задней части машины позволяет ей разворачиваться на месте
Модель производства фирмы F4Models (кат. № FM7004).

При ее сборке требуется аккуратность: фототравленые детали мелкие, а некоторые из них нуждаются в сгибании. Добавлены изготовленные из проволоки ось вращения гидравлических захватов и различные шланги; фары - кружки фольги и витражный лак.
Схема окраски машины: 2000-е гг., ВМФ США.

Заключение

Таким образом, усилиями фирм Academy, Airfix, F4Models и Fujimi в наличии имеются модели всех типов палубных тягачей ВМФ США в масштабе 1:72.
Скажем несколько слов и о моделях других типов вспомогательной палубной техники ВМФ США в этом масштабе.
Линейка специализированных палубных мобильных стартеров и электроустановок также представлена полностью: наряду с моделью стартера NC-1A от F4Models есть и модель мобильной палубной электроустановки NC-2A от фирмы Verlinden (№ 2584).
Есть и пожарные автомобили:

  • Легкий пожарный автомобиль на базе тягача MD-3 можно собрать из набора Fujimi (кат. № 35001).
  • Для постройки эксплуатировавшегося в 80-е..90-е годы специализированного пожарного автомобиля A/S32P-16 имеются наборы Fujimi кат. № 35001 и Verlinden кат. № 2543.

Модель тяжелого палубного пожарного автомобиля MB-5 из 60-х..70-х годов, похоже, пока не выпускалась никем. О доступности модели современного палубного пожарного автомобиля A/S32P-25 в масштабе 1:72 мне пока не известно.

Моделей прочей вспомогательной палубной техники ВМФ США, такой, как аварийные краны, машины для чистки палубы и погрузчики, пока в масштабе 1:72 не видно (правда, выпуск набора погрузчиков анонсирован фирмой F4Models).
Вспомогательная палубная техника ВМФ США 1/72 Вспомогательная палубная техника ВМФ США 1/72Вспомогательная палубная техника ВМФ США 1/72

 

» Информация о статье
Aardvark в 06.02.2013 - 18:47
>> с окраской, для тех кто не в теме, хотелось бы подробнее

В том, как я окрашиваю модели, нет ничего необычного и, как мне кажется, ничего интересного. Всё совершенно стандартно: акрил, потом глянцевый лак, потом немного смывки, потом матовый лак. Пока я, к сожалению, более продвинутые технологии (особенно на столь маленьких машинках) не освоил.

Имелось ввиду что

Схема окраски машины: 1940-е гг., ВМФ США.
для тех кто не в курсе(ну как я) чтоб по гуглям не бегать, можно было бы там какие-нибудь стандарты/краски модельные указать.
ShadowRaider в 06.02.2013 - 23:17
Тема: окраска
>> можно было бы там какие-нибудь стандарты/краски модельные указать.

Палубные тягачи в ВМФ США окрашивались следующим образом:
Период ВМВ: Ocean Grey, FS36187
1950-е...90-е: Orange Yellow, FS FS33538
С 1990-х по н.в.: просто белый (Insignia White, FS37875)
Естественно, бывали исключения. Например, есть цветные фото палубных "Виллисов" в Olive Drab (FS34087) и в Sea Blue (FS15042).

Добавлено спустя 3 часа 50 минут 53 секунды:

Коллеги,
спасибо всем за отзывы и за добрые слова!
ded в 06.02.2013 - 23:49
Качественная информативная статья. Интересно и познавательно. Ну и модели сделаны качественно. И не подумаешь, что 72 масштаб. Заслуженный +
P.s. мечтаю о такой коллекции в 48
ShadowRaider в 06.02.2013 - 23:56
Благодарю за отзыв!

>> мечтаю о такой коллекции в 48
Частично Вы ее можете собрать.
В 48-м есть: понятное дело, Willys (Hasegawa, Tamiya); BNO-40 (Tamiya, в коробке с F4U); MD-3 (Verlinden, PWMP); A/S32A-31A (PWMP, Skunk - правда, компрессор старый, от MD-3); A/S32A-32A (Skunk); NC-2A (Verlinden); A/S32P-16 (Verlinden); A/S32P-25 (Skunk).
Евгений_Васильевич в 12.11.2013 - 01:06
Тема: Вспомогательная палубная техника ВМФ ...(#6016) - обсуждение
Очень нужная статья! Спасибо!
Коллеги, в российских или украинских магазинах такие наборы видел кто?
ShadowRaider в 12.11.2013 - 10:54
Спасибо. Рад, что оказалось полезным.

>> Коллеги, в российских или украинских магазинах такие наборы видел кто?
Магазин www.scalefan.ru

С уважением,
Alex
Евгений_Васильевич в 12.11.2013 - 22:39
Магазин www.scalefan.ru
Ну Хасегава-то доступна, эти наборы и у меня есть. Интересуют наборы Фуджими и F4models.
ShadowRaider в 12.11.2013 - 23:45
>> Интересуют наборы Фуджими и F4models.

Модели фирмы F4Models можно приобрести в магазине www.scalefan.ru
Можно и в магазине www.hannants.co.uk, если не нравится scalefan.
Евгений_Васильевич в 13.11.2013 - 16:15
Модели фирмы F4Models можно приобрести в магазине www.scalefan.ru

Отлично! Нашёл! В прошлый раз искал не в том разделе. Спасибо!
Vig-gen в 10.11.2019 - 23:20
Тема иностранных аэродромных тягачей у нас еще достаточно новая и не проработанная. Общей информации по моделям достаточно, но обзоры, продажи китов и литература под вопросом. Даже E-Bay напрягается .Коллега ShadowRaider предложил нам самую актуальную информацию. За что спасибо от благодарных коллег:)
1) F4Models что за производитель?
2) нет ли у кого литературы по советским палубным тягачам?
3) нет ли инфы по применению иностранных тягачей в гражданской авиации (все модели для ВВС)?

Добавить свою статью | Обсудить на форуме

Вы должны быть пользователем сайта, чтобы комментировать статьи!
Зарегистрироваться

Канал на Дзене Телеграм ScaleModels.ru Вконтакте Подписаться на RSS
ScaleModels.ru - сборные масштабные модели. © 2005-2022
Privacy Policy