Наши проекты: NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости
Войти Регистрация

Обзор Amodel 1/72 И-17 (ЦКБ-19бис)

И-17 Поликарпова, наверное, мог бы стать родоначальником целой семьи советских истребителей с двигателем жидкостного охлаждения, но по ряду причин, как объективных, так и субъективных, этому не суждено было осуществиться. Было построено всего три опытных самолета.

 Первый из них, ЦКБ-15, оснащенный двигателем Hispano-Suiza 12Ybrs, совершил первый полет в 1934 году. Спустя год взлетел второй опытный экземпляр, ЦКБ-19, имевший измененную конструкцию крыльев и шасси, складывавшиеся по направлению к продольной оси самолета. Третий и последний вариант, названный ЦКБ-19бис, впервые в СССР был вооружен пушкой, стрелявшей через полый вал редуктора двигателя. 

Надо сказать, что при всей схожести конструкции этих трех самолетов они заметно отличаются внешне. Я бы даже сказал, что ЦКБ-15 и ЦКБ-19бис выглядят как самолеты разных эпох – если первый из них, со своим тупым носом, громоздкими шасси и маленьким, анахроничным фонарем выглядит как типичный самолет "переходного периода" начала тридцатых, то последний И-17 имеет стремительный и брутальный профиль истребителя Второй мировой. 

Участь моделиста, задумавшего пополнить свою коллекцию моделью И-17 всегда была незавидна. Если не считать древних вакушек, на рынке И-17 был представлен двумя моделями. Первая из них - ЦКБ-15 от все той же фирмы Амодел. Об этой модели трудно сказать что-то хорошее, ибо она удачно сочетает в себе чрезвычайно некачественное литье, плохую собираемость, топорную проработку поверхности и проблемы с геометрией, главная и самая трудноисправимая из которых состоит в общей недоразмеренности модели. Второй И-17 на рынке, смоляной ЦКБ-19 (второй опытный И-17) чешской фирмы Omega Models. Эта кошмарная (даже по меркам Омеги, отнюдь не славящейся высоким качеством своей продукции) модель, представляющая собой мутировавший клон амоделевского недоразумения с некоторыми – неправильными - дополнениями и изменениями, интересна разве что как курьез. Таким образом, для того, чтобы догадаться, что новинка Амодел станет лучшей моделью И-17 на рынке, не нужно даже открывать коробку – просто потому, что сделать модель хуже двух вышеупомянутых чрезвычайно трудно. Но мы ее, тем не менее, откроем.

Обзор Amodel 1/72 И-17 (ЦКБ-19бис) Обзор Amodel 1/72 И-17 (ЦКБ-19бис) Обзор Amodel 1/72 И-17 (ЦКБ-19бис) Обзор Amodel 1/72 И-17 (ЦКБ-19бис)

Во-первых, нужно сразу же уточнить, что предметом данной модели является ЦКБ-19бис, иногда также называемый И-17бис, он же третий опытный экземпляр. То, что на коробке написано просто «ЦКБ-19» вводит в заблуждение, ибо самолет с таким названием был и заметно отличался от «биса». На инструкции и коробке подробно останавливаться не будем, хотя текст с историей самолета в ней довольно странен. Замечу только, что схема окраски предлагает красить самолет целиком в зеленый цвет, за исключением черного капота. У меня есть сомнения по поводу правильности этой схемы, и я бы скорее предположил, что так же как и ЦКБ-15 и многие другие опытные машины Поликарпова самолет был окрашен в красный цвет. Но обратимся, собственно, к пластику.

Обзор Amodel 1/72 И-17 (ЦКБ-19бис) Обзор Amodel 1/72 И-17 (ЦКБ-19бис) Обзор Amodel 1/72 И-17 (ЦКБ-19бис) Обзор Amodel 1/72 И-17 (ЦКБ-19бис)

Продукция фирмы Амодел известна своим нестабильным качеством, колеблющимся от довольно высокого (для ЛНД) до весьма посредственного, поэтому открывая коробку с логотипом этой фирмы никогда не знаешь, что тебя ждет. В данном случае содержимое коробки, скорее всего, не вызовет очень уж сильных эмоций, как положительных, так и отрицательных. Доминирующее ощущение - модель сделана неплохо, но ничто не мешало сделать ее намного лучше. Это в первую очередь относится к проработке поверхности. Так, расшивка получилась местами грубой, неровной, имеющей разную толщину. Провсание полотна, особенно на хвостовом оперении, не получилось вообще. Поверхность модели покрыта царапнами, местами проглядывают незашпаклеванные швы. Создается впечатление, что макетчик не довел свою работу до конца – это за него придется сделать моделисту. 

Обзор Amodel 1/72 И-17 (ЦКБ-19бис) Обзор Amodel 1/72 И-17 (ЦКБ-19бис) Обзор Amodel 1/72 И-17 (ЦКБ-19бис) Обзор Amodel 1/72 И-17 (ЦКБ-19бис) Обзор Amodel 1/72 И-17 (ЦКБ-19бис)
Обзор Amodel 1/72 И-17 (ЦКБ-19бис) Обзор Amodel 1/72 И-17 (ЦКБ-19бис) Обзор Amodel 1/72 И-17 (ЦКБ-19бис) Обзор Amodel 1/72 И-17 (ЦКБ-19бис) Обзор Amodel 1/72 И-17 (ЦКБ-19бис)

Что касается деталировки, то тут говорить особенно не о чем. Выхлопные патрубки, в частности, показаны овалами, процарапанными в капоте. Трубка Вентури отлита зацело с фюзеляжем, как-бы вплавленная в его поверхность - странное решение. Интерьер также крайне беден и топорен, хотя, если делать фонарь закрытым, в узкой кабине И-17 все равно ничего разглядеть не удастся. Этот фонарь, кстати, толст, неровен и имеет весьма сомнительную форму. 

Собирается модель довольно посредственно. Это не будет сюрпризом ни для кого, кто имел дело с ЛНД средней руки, но в данном случае имеются свои особенности. Так, крылья собираются из верхней и нижней части, но элерон для чего-то отлит целиком на верхней половине, и как водится имеет слишком толстую заднюю кромку. Возможно, это решение имеет какой-то смысл с точки зрения технологии литья, но для моделиста оно крайне неудобно. Впрочем, стачивание лишней толщины элерона неприятно в тех случаях, когда на нем имеется удачная имитация полотнянной обшивки, чего в рассматриваемом случае все равно нет. 

Обзор Amodel 1/72 И-17 (ЦКБ-19бис) Обзор Amodel 1/72 И-17 (ЦКБ-19бис) Обзор Amodel 1/72 И-17 (ЦКБ-19бис) Обзор Amodel 1/72 И-17 (ЦКБ-19бис) Обзор Amodel 1/72 И-17 (ЦКБ-19бис)
Обзор Amodel 1/72 И-17 (ЦКБ-19бис) Обзор Amodel 1/72 И-17 (ЦКБ-19бис) Обзор Amodel 1/72 И-17 (ЦКБ-19бис) Обзор Amodel 1/72 И-17 (ЦКБ-19бис) Обзор Amodel 1/72 И-17 (ЦКБ-19бис)


Пришло время коснуться весьма непростого вопроса – соответствия геометрии модели... чему? Тут возникает серьезная проблема. Дело в том, что по-настоящему достоверного чертежа ЦКБ-19 не существует. На сегодняшней день мне известно три варианта графики на варианты И-17 – чертежи ЦКБ-15 В.Кондратьева из журнала "Моделист-Конструктор"; чертеж Ю.Гугли, опубликованный в журнале "Авиация и Время" и его книге "Одномоторные поршневые истребители ВВС РККА 1930-1945", а также графика М.Маслова и Р.Кузина из журнала "Авиация", позже перепечатанная в журнале "Крылья" уже почему-то за подписью В.Крутихина. Кроме того, совсем недавно, благодаря неоценимой помощи нашего коллеги mal16 стала доступна часть чертежей ЦКБ-19 из КБ Поликарпова, в частности "общий вид (регулировочный)", позволяющий сделать некоторые осторожные выводы относительно геметрии И-17 и правильности опубликованных чертежей. 

Итак, во-первых, чертежи из «Авиации»/«Крыльев» имеют весьма заметные расхождения с архивными чертежами, из чего видно, что их авторами эта информация скорее всего не использовались. Среди главных расхождений – заметно отличающаяся форма крыла в плане (другая стреловидность передней и задней кромки); расположение стабилизаторов; место стыка центроплана и консолей крыла; форма заднего лонжерона, и т.д. Кроме того, эти чертежи "не ложатся сами в себя", т.е. размеры на виде сверху не сообтветствуют размерам на виде сбоку и в свою очередь не соответствуют габаритным размерам, приведенным в той же публикации, что еще больше снижает доверие к этой графике.

Чертеж В.Кондратьева из "М-К", с другой стороны, соответствует архивным чертежам вполне удовлетворительно с незначительными расхождениями. К сожалению, графика Кондратьева отображает только ЦКБ-15, имеющий серьезные отличия от ЦКБ-17, в частности, другую конструкцию крыла и шасси, другую форму капота, и т.д. 

Чертеж Ю.Гугли, также подробно отображающий только ЦКБ-15, в общем и целом повторяет чертеж Кондратьева, а вот добавленные там боковые проекции ЦКБ-17 и ЦКБ-17бис явно игнорируют многие отличия ЦКБ-17 от ЦКБ-15, видимые на фотографиях. 

Попробуем, однако, сделать какие-то выводы о геометрии модели. Разработчик, к счастью, избежал самой очевидной ошибки и не стал просто делать модель по чертежам из «Авиации»/«Крыльев». В результате, модель в плане неплохо ложится в чертежи Кондратьева, равно как и чертежи из архива. Размах крыльев абсолютно правилен, только стреловидность передней кромки кажется чуть-чуть недостаточной, но это уже находится в пределах погрешности таких фотографических сравнений. Размах стабилизаторов больше на незначительные полтора миллиметра, их форма в плане вполне удовлетворительна. Один момент, в котором модель, как видно, ошибочно следует чертежам Маслова/ Кузина/Крутихина это расположение стыка центроплана и консолей – если верить чертежам из КБ, он должен находиться намного ближе к фюзеляжу. Винить в этом разработчиков по понятным причинам нельзя, да и исправляется это сравнительно просто. 

Обзор Amodel 1/72 И-17 (ЦКБ-19бис) Обзор Amodel 1/72 И-17 (ЦКБ-19бис) Обзор Amodel 1/72 И-17 (ЦКБ-19бис) Обзор Amodel 1/72 И-17 (ЦКБ-19бис)

Форма фюзеляжа вызывает гораздо больше сомнений. Во-первых, «живот» заметно провисает в районе центроплана. Во-вторых, граница верхней части фюзеляжа и гаргрота ушла немного вверх, гаргрот стал уже. Разные чертежи не совсем согласуются друг с другом в этом вопросе, но вот эта отличная фотография показывает, как все было на самом деле. Обзор Amodel 1/72 И-17 (ЦКБ-19бис) На ней, кстати, видно также, что стенки гаргрота были заметно более плоскими, чем на модели. В третьих, выштамповки под цилиндры в капоте излишне массивны и высоки. На фотографиях сбоку хорошо видно, что эти выштамповки не выступают за контур капота, в то время как на модели они доминируют над передней частью фюзеляжа. И в четвертых, кок винта длиннее примерно на полтора миллиметра, что сильно меняет контур модели и в сочетании с вышеупомянутыми раздутыми выштамповками придает ей пугающее сходство со Спитфайром. Кроме того, сечения фюзеляжа во многом неправильны, в частности, в районе капота и кабины фюзеляж модели сверху более плоский, чем это видно на фотографиях (что, кстати, неизбежно приводит и к неправильной форме фонаря). Фюзеляж И-17 не так прост, как это может с первого взгляда показаться — сечения, весьма овальные сразу за капотом и в районе кабины, постепенно начинают сужаться в нижней части и приобретать некоторую треугольность по мере приближения к хвосту. На модели все это упрощено, и в результате характерный восходящий блик на боковой части фюзеляжа на модели не играет. 

Обзор Amodel 1/72 И-17 (ЦКБ-19бис) Обзор Amodel 1/72 И-17 (ЦКБ-19бис) Обзор Amodel 1/72 И-17 (ЦКБ-19бис) Обзор Amodel 1/72 И-17 (ЦКБ-19бис) Обзор Amodel 1/72 И-17 (ЦКБ-19бис) 

Таким образом, в том, что касается "матчасти" (замечу — непростой и плохо документированной) модель хоть и не безнадежна, и будучи собрана из коробки безусловно будет выглядеть как И-17, но тем не менее имеет заметные и довольно трудноустранимые недостатки. 

Таков новый И-17 от фирмы Амодел. Каждый, кому интересен этот самолет, сможет сделать об этой модели свои собственные выводы — я постарался дать для этого необходимую информацию. Мои же личные впечатления не слишком радостны. Безусловно, этот набор послужит лучшей заготовкой для для модели И-17, чем все предыдущие. Но на мой взгляд, ни что не мешало разработчику приложить чуть больше сил и внимания и сделать из этой модели нечто большее, чем заготовку. А пока, увы, модели И-17, которую можно было бы собрать легко и с удовольствием, на рынке по-прежнему нет.

When contacting retailers or manufacturers, please mention: you learned about their products on ScaleModels.ru!

If you want to send us your production items for review - feel free to contact us.
» Информация о статье
Rata2 в 15.06.2011 - 16:19
Тема: Обзор Amodel 1/72 И-17 (ЦКБ-19бис)(#4188) - обсуждение

Евгений,спасибо за статью, может, теперь Муса вернется к теме И-17 !
tardmi в 15.06.2011 - 18:33
Спасибо, за толковый обзор!
У меня ряд вопросов снялся....
Pit в 15.06.2011 - 19:36
Кошкеру - спасибо за статью. Наглядно и нформативно. Но есть пара замечаний:
1. Не согласен с оценкой качества обработки повехности. Дефекты хорошо заметны только при макросъёмке и трёх-четырёхкратном увеличении. В результате то, что ужасно смотрится на стабилизаторе, уже не столь пугает на крыле (а его всего-то увеличили в меньшее число раз, чтоб влезло в снимок). В общем, конечно - не айс, и с Вашими работами рядом не лежит, но для ЛНД, ИМХО, в пределах допуска. Тем более, что в свете объёма работ по обработке модели напильником при попытке вогнать в чертежи, вопрос проработки исходной поверхности теряет свою актуальность :wink:
2. Про отлитые зацело с верхней половинкой крыла элероны - ИМХО, попытка показать щель между крылом и элероном на нижней поверхности крыла. Дёшево и сердито, а главное получится гораздо ровнее, чем если пытаться изобразить эту щель расшивкой. Жаль только, что узлы навески из-за ограничений технологии сделать толком авторам не удалось.
Кошкер в 15.06.2011 - 21:50
Кое что из этого вчера уже обсуждалось, но поскольку все стерлось, немного повторюсь.

Не согласен с оценкой качества обработки повехности. Дефекты хорошо заметны только при макросъёмке и трёх-четырёхкратном увеличении.
Я стараюсь фотографировать детали так, как будет фотографироваться готовая модель, а она, конечно, будет фотографироваться с увеличением. Так что все дефекты, видимые на этих фотографиях, неизбежно будут видны и на модели. Кроме того, я считаю что знание -сила. Те, кому это не важно, могут эту информацию игнорировать и рассматривать модель только издалека. А для тех, кому это интересно, я стараюсь предоставить максимум информации. :smile:

В результате то, что ужасно смотрится на стабилизаторе, уже не столь пугает на крыле (а его всего-то увеличили в меньшее число раз, чтоб влезло в снимок).
Да нет, все проще. Разница в увеличении там совсем небольшая, просто на крыле полотно на самом деле почему-то более аккуратное.

но для ЛНД, ИМХО, в пределах допуска
А почему для ЛНД надо делать мастер хуже, чем для других технологий? Сама по себе ЛНД вовсе не препятствует качественной проработке поверхности. Вот, для сравнения. Та же технология. Та же фирма. Тот же масштаб. То же увеличение. Почувствуйте разницу. :smile:

[url=http://postimage.org/image/6hszn2hw/][/url]

Про отлитые зацело с верхней половинкой крыла элероны - ИМХО, попытка показать щель между крылом и элероном на нижней поверхности крыла. Дёшево и сердито, а главное получится гораздо ровнее, чем если пытаться изобразить эту щель расшивкой. Жаль только, что узлы навески из-за ограничений технологии сделать толком авторам не удалось.
Все это, к сожалению, разбивается об огромную проблему, создаваемую таким решением - толстую заднюю кромку, из-за которой приходится сошкурить пол-элерона. :smile:
dabbler в 15.06.2011 - 21:56
Вот, для сравнения. Та же технология. Та же фирма. Тот же масштаб. То же увеличение. Почувствуйте разницу.
Так этож А-Макетчик делал!
Кошкер в 15.06.2011 - 22:19
Так этож А-Макетчик делал!

Ну вот я, как бы, о том и говорю - все упирается в качество мастер-модели.
souz в 16.06.2011 - 10:28
Евгений ,спасибо за толковый обзор! А далее берём кусок пластика и отсекаем всё лишнее!Было бы что пилить ,да побольше информации!Ещё раз спасибо за статью.
Pavel_P в 28.12.2014 - 03:07
Тема: Обзор Amodel 1/72 И-17 (ЦКБ-19бис)(#4188) - обсуждение
Интересная статья. Надо будет пластик посмотреть. Даже по картинкам в книге Маслова можно увидеть ошибку в длине кока винта, по моим расчетам он должен быть короче на 1,5 мм.

Если делать Парижский вариант ( борт №2), то надо переделывать направляющие под фонарь - он сдвигался вперед. И совсем не ясна окраска. Скорее всего серебрянка, и темный нос, но какой нос ( черный, красный, синий)?

Добавить свою статью | Обсудить на форуме

Вы должны быть пользователем сайта, чтобы комментировать статьи!
Зарегистрироваться

» Социальные сети


добавить на Яндекс
ScaleModels.ru - сборные масштабные модели. © 2005-2015. Работаем на сервере FastVPS.ru
Privacy Policy