Наши проекты: 3D печать и услуги : Магазин : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости
Войти Регистрация

Звезда 1/144 Ту-154М – Мой первый заказ

Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию свою первую модель, собранную на заказ. Кроме того, она является своеобразной "пробой пера" на ниве гражданской авиации.

История, предшествовавшая сборке такова: коллега по работе, узнав, что я занимаюсь моделизмом, попросила собрать какой-нибудь самолет для украшения интерьера. После уточнения деталей (гражданский либо военный самолет) выбор пал на Ту-154М от фирмы «Звезда» в 144-м масштабе.

Немного о модели

Фирма «Звезда» выпустила модель Ту-154 в 2008г. и она сразу стала хитом. До появления модели Боинга-787 она считалась одной из лучших в классе гражданской авиации.
Набор отлит из серого полистирола, состоит из 76 деталей, расположенных на трех обычных литниках и одном прозрачном. Качество литья очень хорошее, облой и утяжины отсутствуют, как класс, недоливов тоже не обнаружено. Расшивка на модели очень тонкая и аккуратная, задние кромки крыльев и горизонтального оперения очень тонкие, стойки шасси ажурные, швы от стыков половинок пресс-форм минимальны, легко удаляются парой движений ножа. Законцовки крыльев даны отдельными деталями, поскольку после модернизации на всех аэрофлотовских Ту-154 были установлены законцовки новой конструкции. Остекление прозрачное, иллюминаторы отлиты в виде полосок, идеально вставляющиеся в предназначенные для них отверстия, достаточно капнуть тамиевского сверхтекучего клея, чтобы зафиксировать их в проемах.
Далее посмотрим как будут собираться основные детали.

Сборка

Сборка началась, как раз, с установки иллюминаторов. Как я уже писал выше, никаких проблем с ними не возникло. Далее был собран канал воздухозаборника второго двигателя. Детали были загрунтованы, окрашены акрилом Vallejo Model Air стального цвета. Шов после сборки был незаметен, поскольку клеем была промазана внешняя часть деталей, скрытая между половинками фюзеляжа. После этого готовый узел был вклеен в левую половинку фюзеляжа, туда же было установлено сопло второго двигателя, предварительно окрашенное акановским акрилом в цвет черненой стали.
Перед склейкой фюзеляжа была установлена ниша носовой стойки шасси и положены несколько свинцовых дробинок для предотвращения опрокидывания модели на хвост. Ниша была окрашена акановским акрилом 73059, наиболее подходящим для окраски ниш и нижней части самолета.

Половинки фюзеляжа сошлись замечательно, подшпаклевать пришлось только в его нижней части, где я снял слишком много пластика при зачистке прилива литника. Остекление кабины пришлось немного подогнать и тоже немного зашпаклевать. К счастью, стык приходится на ту часть, где нет окон, и поэтому никаких осложнений не возникло. Также, пришлось зашпаклевать стык кольца входной части воздухозаборника второго двигателя и фюзеляжа (хотя в статье из М-Хобби 7/08 написано, что этот стык приходится на линию расшивки и шпаклевать ничего не надо, у меня там получилась щель).
Пока сохла шпаклевка, решил заняться двигателями. И вот тут модель подкинула не совсем приятный сюрприз: половинки центральной части склеились с большими щелями, пришлось накладывать, достаточно, большой слой шпаклевки. Сопла и ВСУ пристыковались к центральной части тоже со щелями, и если на ВСУ зашпаклевать их удалось без проблем, то на соплах пришлось повозиться из-за хитрой формы обтекателей, чтобы не загубить их при последующей обработке и шлифовке. Справедливости ради, надо сказать, что к фюзеляжу движки пристыковались идеально – без щелей, что позволило окрасить их отдельно и приклеить уже после окончательной сборки и окраски планера.

После зачистки швов на фюзеляже было приклеено горизонтальное оперение, и тоже - не без щелей. Но здесь есть и некоторая доля моей вины – питатели от литников подходят к центральным частям деталей, которые как раз должны стыковаться с фюзеляжем. Так что, без шпаклевки не обошлось и здесь.

Крылья, состоящие из четырех деталей (верхняя и нижняя половинки, законцовка и обтекатель закрылков) собрались хорошо, надо было только зашлифовать клеевой шов. Единственное место, где пришлось шпаклевать – каплевидный обтекатель гондолы шасси.

Звезда 1/144 Ту-154М – Мой первый заказЗвезда 1/144 Ту-154М – Мой первый заказ
К фюзеляжу готовые крылья тоже пристыковались без проблем. Немаловажную роль в этом сыграло то, что зализ крыла на фюзеляже сделан нависающим (как и есть на настоящем самолете), и этот навес скрыл верхний шов. Снизу шов был минимальный, шпаклевка не потребовалась. в принципе.

Когда планер был полностью готов, наступила самая кропотливая часть – маскировка иллюминаторов пассажирского салона и остекления кабины пилотов. Для иллюминаторов была отрезана полоса тамиевского скотча шириной 6 мм и длиной, достаточной для закрытия всех окошек. В общей сложности маскировка заняла около 2-х часов, поскольку аккуратно вырезать маску на окошко размером 3 мм не очень просто.

После окончания маскировки модель была задута грунтом Tamiya Fine серого цвета. Далее, верхняя часть была окрашена в белый цвет акрилом Vallejo. Когда этот цвет высох, граница разделения цветов была «отбита» тамиевским скотчем и все остальные части были окрашены серым акановским акрилом №73059. Двигатели были окрашены алюминием от Vallejo и тем же самым акановским серым цветом. Предкрылки (там, где находятся антиобледенители) и передняя часть ГО также окрашена алюминием.

После высыхания краски и удаления масок модель была задута глянцевым акриловым лаком от Vallejo и были нанесены декали. Декали использовались родные, вариант – «Аэрофлот» времен СССР. Для лучшего позиционирования и прилегания крупных элементов применял Microscale Set, после чего декали идеально приварились к поверхности модели и втянулись в линии расшивки.

Звезда 1/144 Ту-154М – Мой первый заказЗвезда 1/144 Ту-154М – Мой первый заказ
По окончании нанесения декалей модель повторно была задута глянцевым лаком (поскольку гражданские самолеты блестят, как известное место у кота ;-) были собраны и установлены стойки шасси, створки ниш и двигатели.

Вывод

Модель у «Звезды» получилась отличная, несмотря на некоторые проблемы, указанные выше, сборка заняла 1,5 недели по вечерам (в среднем, чуть больше часа каждый вечер). Данный набор смело можно рекомендовать как новичкам, в качестве первой модели, так и опытным моделистам, которые всегда найдут поле для доработок (например, различные антенны, которые производитель не показал).

Звезда 1/144 Ту-154М – Мой первый заказЗвезда 1/144 Ту-154М – Мой первый заказ


Отдельно хочу выразить благодарность людям, без которых появление данной статьи было бы невозможно:

  • Андрею Кузнецову aka SilverGhost за то, что он уговорил меня написать эту статью;
  • моему отцу Сергею Нефедову за фотографирование готовой модели;
  • Ольге Бобровой, моей коллеге по работе, за то, что она проверила черновик этой статьи и исправила некоторые мои огрехи ;-)
» Информация о статье
Flugkapitän в 24.06.2010 - 12:45
Тема: Звезда 1/144 Ту-154М – Мой первый заказ
Уважаемый автор, мне очень интересно, что сказал заказчик? Нет, я понимаю, "дареному танку в дуло не заглядывают", но всё же? Слово "заказ" в свете представленного несколько покоробило, так что давайте пробежимся по косячкам:
1. Первое, что я вижу на фото - обечайки 1 и 3 двигателей. Почему они такой ширины?
2. Почему обечайка 2 двигателя серого цвета?
3. По предкрылку есть сомнения в верности очертаний того, что выделено металликом.
4. Ковши реверса уж больно светлые.
5. Стойки шасси и диски колес не того цвета.
6. Декали переведены просто неаккуратно:
- "гуляет" полоса;
- дырки не попадают на иллюминаторы;
- на носу вообще, пардон, непонятно что - концы синей плосы загнулись вниз, переплет остекления кабины пилотов имеет непонятные белые просветы;
- номера на воздухозаборнике 2-го двигателя уползли вперед;
- надписи "Аэрофлот" слишком высоко.
- куда-то подевались аварийные люки с правой стороны
7. Желтая декаль - косяк "бегемота", я бы вообще рекомендовал выкинуть ее в помойку (потому что помимо низкого качества печати она изобилует и фактическими косяками) и воспользоваться продукцией сторонних производителей, коих масса.
8. "Палку" с правой стороны вертикального хвостового оперения добавили после катастрофы 3 января 1994 года, и на машинах с СССР-овской регистрацией её, мягко говоря, быть не могло.
9. Можно было добавить проблесковые маяки и БАНО - вопрос нескольких минут.
10. Не помешала бы легкая тонировка отклоняемых поверхностей и люков багажных отсеков.

Общее впечатление - если тактично, то "есть куда расти". Успехов.

Фото прототипа вашей модели http://www.airliners.net/photo/Aeroflot/Tupolev-Tu-154M/1319381/L/
Flugkapitän в 24.06.2010 - 12:46
Тема: Звезда 1/144 Ту-154М – Мой первый заказ
Что-то форум тормозит страшно, в итоге сообщение отправилось два раза :twisted:
SilverGhost в 24.06.2010 - 16:02
Здарова, Никит! Порадовала статья и ее содержимое!
С дебютом в "мелочевке"!!! Модель не лишена косяков, но на то он и дебют в чем то новом;) Успехов!!!
Я и сам на нее поглядываю с раздумьями... может тоже, по возможности попрактиковаться?

Хочу заступиться за работу по следующим причинам:
- сборка из коробки за полторы недели по вечерам без копания матчасти и фоток прототипа. я и сам в таком графике соберу "от фонаря" и будет не лучше. тем более заказ не моделисту, а коллеге по офису.
- есть разница по качеству "заказ для кого то" или "модель для себя". в первом случае я и сам забиваю на многое, упрощая себе жизнь. главное правило - чтобы клиент остался доволен. ;)
- первая модель в "гражданке", тем более после крупного 48-го масштаба. данную модель стоит рассматривать как дебют в работе с "мелочью". поэтому косяки с остеклением и длинными декалями неизбежны.
- декали Бегемот последних месяцев желтой подложки не имеют

С уважением, Андрей
Flugkapitän в 24.06.2010 - 16:35
Хочу заступиться за работу по следующим причинам:
- сборка из коробки за полторы недели по вечерам без копания матчасти и фоток прототипа. я и сам в таком графике соберу "от фонаря" и будет не лучше. тем более заказ не моделисту, а коллеге по офису.

Тут человек тоже утверждает, что собрал за неделю с небольшим http://www.airliner-models.ru/forum/22-1752-1 Мне кажется, есть отличия. И тоже, кстати, не для себя и даже не за деньги. Конечно, есть косяки, но значительно меньше ("палку", гад, тоже не убрал!!!). :wink: Я скажу честно - мне ОЧЕНЬ не понравились обечайки шириной с диаметр воздухозаборника, остальное это уже так, придирки. Плевать на матчать и фотки прототипа - но рисунок-то на коробке для чего?


- есть разница по качеству "заказ для кого то" или "модель для себя". в первом случае я и сам забиваю на многое, упрощая себе жизнь. главное правило - чтобы клиент остался доволен. ;)

Не могу согласиться. Я готов простить какой-то явный косяк себе, но чтобы допустить его для кого-то... Конечно, культурный человек не будет акцентировать на этом внимание, но, как в том анекдоте: "Не сказала, зато подумала!" :mrgreen:


- первая модель в "гражданке", тем более после крупного 48-го масштаба. данную модель стоит рассматривать как дебют в работе с "мелочью". поэтому косяки с остеклением и длинными декалями неизбежны.

Ну может быть, хотя мне всегда казалось, что меньший масштаб, напротив, легче собирать - меньше деталей.


- декали Бегемот последних месяцев желтой подложки не имеют

К сожалению, лучше с точки зрения содержания они от этого не стали. Было бы неплохо, если бы "Бегемот" согласовывал макеты со специалистами по тем или иным типам, а не гнал втихоря откровенную халтуру - сейчас, слава богу, для этого созданы все условия.
SilverGhost в 24.06.2010 - 17:12
Flugkapitän
Не каждый заказ заканчивается оплатой. для друзей и в подарок можно сделать и за бесплатно;)

Maximus, я знаю, не новичок в этом деле. Поэтому равнять всех моделистов, к примеру, "по Кошкеру" не будем. каждый "тяп-ляпает по-своему". Вашего творчества увы, пока не видел ;)

Меньший масштаб требует более кропотливой и тонкой работы с мелочевкой, чтобы она на смотрелась как "гуано". расшивать в полсилы, клепка под запретом, смывка крайне аккуратно и незаметно, прешейдинг неуместен, антенны-волоски, гидравлика-волоски, все плоские детали, кромки, створки - точить, чтобы не смотрелись "кирпичом". количество деталей не имеет значения. Бомбардировщик в 50 деталей в 1/72 намноооого сложнее сделать, чем Ф-16 от Тамии 1/48 с 200 деталями. в первом случае сидишь делаешь мелочевку самим, во втором - тупо все клеешь.

Время затраченное на разработку "правильной декали" не окупится ее продажами. а работать себе в убыток будет только мазохист.

С уважением, Андрей
Rhino86 в 24.06.2010 - 22:10
Antoshka-666
Приветствую!
Конечно можно на ты :smile: Насчет косяков:
1 - Если честно, только на фотках и увидел эти белые места, видимо, окошки в декалях чуть больше по размеру, чем переплет, отлитый на остеклении (а маски резались четко по нему)
2 - Да, деки желтые, но опять же, вживую это не так бросается в глаза (может, все дело в освещении)

Flugkapitän
Приветствую!
Постараюсь ответить на замечания
1 - да, здесь промахнулся, когда понял это, было поздно исправлять (на рисунки с коробки никогда не ориентировался)
2 - она окрашена тамиевским Chrome Silver
3 - делал четко по инструкции, в матчасть не вникал (тема категорически НЕ МОЯ)
4 - см. п.3
5 - см. п.3
6 - все вопросы, кроме "уплывших номеров", не ко мне - я использовал только то, что было предложено производителем, и переводил в соответствии с инструкцией
7 - лишние затраты (пусть и не особо большие) мною вообще не предусматривались
8 - в матчасть не вникал, что за "палка" так и не понял
9 - честно - мои руки не заточены под такую мелочь
10 - тут дело вкуса, для меня "гражданка" - это идеально чистые самолеты

Но в целом, все равно спасибо за критику, и можно было написать не совсем тактично - я бы не обиделся :wink: И да, за модель я денег не брал - хоть мне ее и заказали, но все-таки работаю я в одном офисе с этой девушкой, и получился подарок :smile: И, кстати, никто из работников офиса не обратил внимание ни на один из перечисленных Вами косяков :wink:

SilverGhost

Андрюх, спасибо за поддержку! Если хочешь собрать этого зверька - то делай, и не парься :smile: Только вот если будешь делать для себя, то деки конечно замени :smile:

Я же для себя решил, что вряд ли буду связываться именно с пассажирскими самолетами, все-таки для меня это не очень интересно... Если еще что-нибудь и сваяю в 144-м, то это наверняка будет военно-транспортный самолет типа С-17 или Ил-76.
Ozols в 25.06.2010 - 01:39
Тема: Звезда 1/144 Ту-154М – Мой первый заказ(#3002) - обсуждение
Мне, как человеку летающему на данном типе, жаль, что автор проигнорировал установку антенн радиолокационного(РЛО) и радиосвязного(РСЗО) оборудования. Ведь это дело одного часа. Но как бы всё это оживило модель. А вообще, модель понравилась, хотя есть и некоторые замечания. Во-первых, аэродинамические гребни на крыле не должны быть такими толстыми(тем более в 144-ом масштабе). Во-вторых, не видно разделения секций закрылков и предкрылков(вот, если бы они были выделены как-нибудь: прорезаны глубже или смывкой). В-третьих, желтизна декали на верхней части входных дверей первого и второго салона, а также на бортовом номере воздухозаборника 2-го двигателя. Не пойму что это? То ли это особенность декали, то ли косяк при фотографировании? Хотя(IMHO), я склоняюсь к первому варианту.
Про все остальные косяки написано выше.
VIOLA в 25.06.2010 - 10:02
Тема: Звезда 1/144 Ту-154М – Мой первый заказ
Странно,на моем Ту-154 было очень много утяжин,даже на таких малюсеньких деталюшках как законцовки крыльев(вариант для СССР),не говоря уже о верхе половинок фюзеляжа и еще в куче мест,одна половинка фюзеляжа сверху была не прямой ,а какой-то горбатой,основные половинки боковых движков состыковались нормально,а вот к фюзеляжу с очень большими щелями,в общем я бы не назвал эту модель собирающейся на одном щелчке,очень много ошибок и по мат. части...
Mihalch в 24.11.2011 - 22:04
Тема: Звезда 1/144 Ту-154М – Мой первый заказ(#3002) - обсуждение
Я конечно, извиняюсь, возможно здесь не принято "ругать" кого-то из соображений ответных комментов, но в данном случае, ничего другого не остается. Это не "модель" и тем более не "копия", а откровенная халтура, да еще и на заказ! И размещать "Статью" на эти дрова и с серьезной миной размышлять "о недостатках" - верх цинизма. Там просто достоинств нет, один сплошной косяк. Можно было бы понять, если бы это была первая модель начинающего и он просил указать недостатки и дать дельные советы, но автор позиционирует себя как "мастера", поэтому ничего другого, кроме вышесказанного добавить немогу. И неприятно читать этот взаимный подхалимаж в комментах, тем более, когда, как говорится - факт налицо.
BigSeXy в 27.11.2011 - 14:44
Mihalch, уважаемый, эта модель обсуждалась год назад))) Не думаю, что ваш коммент акутален :grin:

Добавить свою статью | Обсудить на форуме

Вы должны быть пользователем сайта, чтобы комментировать статьи!
Зарегистрироваться

Канал на Дзене Телеграм ScaleModels.ru Вконтакте Подписаться на RSS
ScaleModels.ru - сборные масштабные модели. © 2005-2022
Privacy Policy