Наши проекты: 3D печать и услуги : Wiki : Сувениры : Walkarounds :
Войти Регистрация

Конверсия Звезда+Neomega 1/72 Пе-3бис

Многие из моего поколения в далеких 80-х читали книгу Павла Цупко "Пикировщики". В частности, из нее мы узнали о неслыханном ранее "звере" - пикировщике Ар-2.
Но не так давно я открыл для себя еще одно произведение автора - повесть "Над просторами северных морей".

 Цитата:


 
- …. Ты когда-нибудь над морем летал?
- Нет, я и моря в жизни еще не видел.
- Я тоже. Только в кино. … Теперь будем летать над ним.

П. Цупко.
«Над просторами северных морей»
 

Многие из моего поколения в далеких 80-х читали книгу Павла Цупко "Пикировщики". В частности, из нее мы узнали о неслыханном ранее "звере" - пикировщике Ар-2.
Но не так давно я открыл для себя еще одно произведение автора - повесть "Над просторами северных морей".

Тот же авиаполк, те же люди, которых Родина в одночасье из сухопутных фронтовых бомбардировщиков превратила в морских летчиков. Книжка небольшая - но след в душе оставляет...
Прочитав ее, на ум пришло, что в начале 90-х Виктору Олеговичу Пелевину было, откуда черпать вдохновение для эпического произведения "Омон Ра". И сразу этот эпос показался уже не настолько диким и циничным.
Но ближе к делу.
В начале 2000-х годов во время столичных командировок, учитывая взвешенность тогдашних цен по отношению к зарплате, постоянно посещая Лейбов и МКСМ, я скупал афтер в 72м пачками, полагая, что в хозяйстве все пригодится. Среди этого разнообразия было приобретено по нескольку экземпляров конверсионных наборов на ранние Пе-2, Пе-3 (с "черепахой"), а равно и конверсии на Пе-3бис.

Конверсия Звезда+Neomega 1/72 Пе-3бис

Все это делалось Неомегой для старой модели Пе-2 от Звезды/Италери.
После покупки все было аккуратно сложено в коробку, поскольку перешивать Пе-2 руки не доходили. А потом вышли новые Пешки от UM, но энтузиазма после их осмотра тоже не вызвали.
Так пролетело 15 лет...
И вот «Звезда» выпустила Пе-2 в 48м. А следом вышла модель и в 72! Куплена была сразу. Но, открыв коробку, увидев обилие деталей, зажмурился и снова ее закрыл.
Однако в это самое время мне и пришлось прочесть повесть об охране дальними истребителями ОМАГ союзных конвоев.
Впечатлившись, достал коробку с Пе-2, внимательно рассмотрел литники, инструкцию и понял, что модель выполнена отлично, членение деталей тоже понравилось. Разыскал конверсионный набор на Пе-3бис от Неомеги и начал примерку. Оказалось, что смола подходит к новому пластику от слова «никак». Исключение составила лишь крышка подфюзеляжного контейнера с крупнокалиберными пулеметами. Она вставала на место идеально.

Поискав в сети фото готовых моделей, серийного Пе-3бис не нашел. В основном поделки «по мотивам» и опытные машины на основе ВЭС/Злинек. Правда, на Скале обнаружил относительно свежую «заявку на победу» - форумчанин хотел переделать в Бис Пе-2 от Звезды в 48м.
Но, поскольку Знатоки разъяснили ТС, что это делают предварительно «упоровшись», а он, видимо, был к этому не готов, то дело не пошло, по крайней мере в рамках Скалы. Шутка.
Параллельно начал изучать видимые основные отличия серийного Пе-3бис Иркутского авиазавода выпуска весны 1942 года от исходного Пе-2 «Звезды». Это:
- фонарь кабины.
- наличие предкрылков.
- двигатели М-105РА
- винты большего диаметра с коками иной формы.
- уменьшенное носовое остекление.
- отсутствие в носу пулеметов — только пушка ШВАК.
- отсутствие подфюзеляжной ванны (брюха).
- наличие в бомболюке пулеметного отсека на 2 УБ.
- форма люка в отсеке, где находилась кабина стрелка.
- отсутствие боковых окон и верхнего люка на месте расположения кабины стрелка.
- длинный хвостовой кок с пулеметом ШКАС.

Про сдвинутые вперед на 60 мм основные стойки шасси не упоминаю, поскольку в 72м это — невидимое отличие.
При этом — чертежей как Пе-3, так и Пе-3бис существует немного и они все разные. Многие коллеги сходятся на том, что более-менее оригиналу соответствуют чертежи в журнале Авиация и Время №4 за 1995г.

Конверсия Звезда+Neomega 1/72 Пе-3бис

Но и там, к примеру, входной люк в бывшей кабине стрелка отсутствует. Крышка пулеметного контейнера — по мотивам. Фонарь кабины переврали. И так далее.
Как и чертежей, фото серийных Пе-3бис немного. Тем не менее, при разглядывании оных можно почерпнуть много интересной информации. Об этом далее...

Итак, сборка.
Первым делом убрал «брюхо» на фюзеляже. Причем варварским способом — срезал его горячим скальпелем. Затем приклеил обратно, утопив внутрь фюзеляжа.

Конверсия Звезда+Neomega 1/72 Пе-3бис

Зашпаклевал и зачистил стык. Кабину пилота собрал стандартно, как в инструкции. Исключение составил «суслик» в виде пушки ШВАК. Никаких бронеплит не имитировал — их не будет видно.

Конверсия Звезда+Neomega 1/72 Пе-3бисКонверсия Звезда+Neomega 1/72 Пе-3бис


Склеил крылья, добавил недостающие линии расшивки в соответствии с имеющимися чертежами. Хотя, как говорит А.Пировских: «А кто их чертил? Это САМЫЕ точные чертежи?». И возразить ему особо нечего. Нарезал предкрылки, ориентируясь по фото.

Отрезал хвостовую часть фюзеляжа, примерил хвостовой кок из набора Неомеги…

Конверсия Звезда+Neomega 1/72 Пе-3бис

Н-да. Не попасть мне в число тех МОДЕЛИСТОВ, которые «возводят в абсолют соответствие модели оригиналу» ))))). Ничего, переживем.
Для стыковки фюзеляжа исходника с хвостовым коком изрядно подточил пластик.

Конверсия Звезда+Neomega 1/72 Пе-3бис

Но… при правильном ракурсе съемки этого «неабсолютно» правильного места (если не знать о процессе), видно не будет.
Дошла очередь до сочленения смоляных движков М-105РА с мотогондолами модели.
И вот тут сразу оговорюсь про неприятный нюанс модели — производитель предлагает собрать и вклеить стойки шасси ДО установки мотогондол.

Конверсия Звезда+Neomega 1/72 Пе-3бис

Некомильфо! Редкая птица стойка шасси долетит до середины доживет до конца сборки модели. Что впоследствии и подтвердилось...

Смоляные двигатели меньше по высоте, чем мотогондолы модели. И короче по длине.

Конверсия Звезда+Neomega 1/72 Пе-3бисКонверсия Звезда+Neomega 1/72 Пе-3бисКонверсия Звезда+Neomega 1/72 Пе-3бис

Необходимую длину набираем, нарастив смолу полосками толстого листового пластика.

Конверсия Звезда+Neomega 1/72 Пе-3бис

А вот высоту… Снова поступил по варварски: уменьшил высоту в начале мотогондолы, убрав 1-1,5 мм пластика перед нишей шасси. На готовой модели это в глаза бросаться не будет.

Конверсия Звезда+Neomega 1/72 Пе-3бис

После этого приклеил моторы к мотогондолам, ориентируясь по верхнему срезу деталей.
А низ затем вывел шпаклевкой.

Конверсия Звезда+Neomega 1/72 Пе-3бис

С помощью выжигателя вплавил в мотогондолы недостающие элементы — фототравленные решетки. Небольшие наборы травления на пешку делали в свое время и Интеравиа, и АСЕ.

Конверсия Звезда+Neomega 1/72 Пе-3бисКонверсия Звезда+Neomega 1/72 Пе-3бис

И вот эти конструкции приклеил к крыльям, продев их через установленные (окрашенные и тонированные) стойки шасси. Заклеил ниши скотчем, чтобы не повредить-испачкать при покраске.

Конверсия Звезда+Neomega 1/72 Пе-3бисКонверсия Звезда+Neomega 1/72 Пе-3бисКонверсия Звезда+Neomega 1/72 Пе-3бис

Еще один нюанс — при заделывании окошек-люков в кабине стрелка не стоит пользоваться прозрачными деталями модели. Из-за разницы в плотности пластика выровнять потом это заподлицо с фюзеляжем трудно, даже при нанесении нескольких слоев шпаклевки. Лучше заделать эти места листовым пластиком (что я сделал на месте расположения нижней стрелковой точки и там дальнейшая шпаклевка-грунтовка-полировка прошла гораздо легче).
Конверсия Звезда+Neomega 1/72 Пе-3бисКонверсия Звезда+Neomega 1/72 Пе-3бисКонверсия Звезда+Neomega 1/72 Пе-3бис

Нанес контур люка в бывшей кабине стрелка. Нарезал контуры створок отсека парашютных ракет. Хотя были ли они на бисах, для меня осталось вопросом.

Необходимо отметить, что неоценимую помощь в постройке модели мне оказал большой знаток матчасти и очень приятный в общении человек Сергей Труфанов. Без его пояснений и предоставленной информации модель бы грешила бОльшим числом неточностей.

Масками от KV-models закрыл фонарь.

Конверсия Звезда+Neomega 1/72 Пе-3бис

В это время один из коллег подсказал, что фонарь биса отличался от того, что ставили на Пе-2. Присмотревшись, на фото увидел, что на истребителе было две боковых секции остекления, а на Пе-2 впоследствии — уже три. Хотя на чертежах «лупят» три, как на Пе-2.
Пришлось брать еще один фонарь и сошкуривать переплет. При этом С. Труфанов предупредил, что затея рискованная, поскольку прозрачный пластик от Звезды… так себе в обработке, мягко говоря.
Тем не менее, отполировав и искупав полученный результат в футуре, более-менее сносную прозрачность получить удалось.
Загрунтовал модель.

Конверсия Звезда+Neomega 1/72 Пе-3бис

Сделал прешейдинг.
Красил Аканом 6-й серии. Выяснилось, что за 12 лет цвет АМТ-4 у тов. Аканихина заметно посветлел — есть эта же краска 8-й серии, купленная в 2000-х, и оттенок у нее ну совсем другой.

Конверсия Звезда+Neomega 1/72 Пе-3бис

После окраски глянцевый лак, декали от «Бегемота», снова лак, смывка из пастельных мелков с фэйри, матовый лак и финишное осветляющее покрытие от того же Акана. Очень дельная жидкость, на мой взгляд. Потом ободрал модель (местами излишне, как теперь кажется).
Показав окрашенный фонарь коллегам, получил замечание, что он светится, т. е. нужно было под основной цвет нанести подложку, одного грунта оказалось недостаточно.

Конверсия Звезда+Neomega 1/72 Пе-3бис

Снова маски, перекраска. Стало лучше (не считая того, что в одном месте краска отодралась вместе с маской.
Конверсия Звезда+Neomega 1/72 Пе-3бисКонверсия Звезда+Neomega 1/72 Пе-3бисКонверсия Звезда+Neomega 1/72 Пе-3бисКонверсия Звезда+Neomega 1/72 Пе-3бис

Это исправил уже куском крашеной декали). Установил прицел от Clear Prop.
Конверсия Звезда+Neomega 1/72 Пе-3бисКонверсия Звезда+Neomega 1/72 Пе-3бис

По поводу крышки пулеметного контейнера.

Конверсия Звезда+Neomega 1/72 Пе-3бис

С.Труфанов заметил, что данная деталь у Неомеги выполнена не совсем корректно — задний срез крышки округлый, а должен быть прямоугольный, исходя из имеющихся фото. Я попытался это исправить, но получилось так себе...

Фото истребителей Пе-3бис из 13 иап СФ не обнаружено, насколько мне известно. Из содержания книги в принципе становится ясно — почему. Секретность зашкаливала. Люди до прилета на место вообще не имели понятия о том, куда и зачем летят. И разместили их на аэродроме, который мало того, что был абсолютно секретным, так и еще аэродромом его можно было назвать с ооочень большой натяжкой.
Либо фото отсутствуют по другой причине — но об этом в конце статьи.
Таким образом, имеются только цветные боковики, т. е. «мурзилки».

«Бегемот» давал вариант для оформления самолета «голубая 7» лейтенанта Константина Усенко. Этот пилот 18 сентября 1942 года при отражении налета на конвой PQ-18 повредил Fw-200 “Condor”. Правда в книге Кондоров там куча была, да злые, с торпедами)))), и не меньше 4-х было сбито.
Но как бы то ни было, потеря одного Кондора из 8./KG-40 в этот день подтверждается некоторыми источниками.
Голубую «семерку» я и сделал. На всех боковиках эта машина изображена в однотонном зеленом окрасе, что является, как я полагаю, ошибкой. На фото опытного Пе-3бис Иркутского авиазавода четко видно, что машина в черно-зеленом камуфляже. Есть смысл предположить, что и серийные машины красились так же. При этом белые коки винтов в книге нашли подтверждение.

И вот, когда работы близились к завершению… «в условиях плохой видимости, при сильном боковом ветре, пилот при посадке снес напрочь стойки шасси»…

Конверсия Звезда+Neomega 1/72 Пе-3бис
Грустная история, душераздирающая, в общем. Учитывая, что в эти стойки были вставлены металлические штифты под колеса Экипажа, сами колеса загрунтованы-окрашены-оттонированы. Беда, короче. Пришлось выдрать остатки снесенных стоек, взять новые, окрасить-оттонировать и со скрипом, сопровождая это словами грубыми, попытаться вставить это на места. Удалось с трудом. Психанув, колеса поставил уже родные из набора. Не хватило меня на то, чтоб вновь рассверливать-штифтовать стойки под «Экипаж».

Опять же, практически перед окончанием стройки, разглядывая фото на предмет установки ствола носовой ШВАК, с легким удивлением обнаружил, что крышка снарядного ящика на Бисе располагалась слева!!! А у меня, понятное дело, как на исходной модели — справа!
Ну… начинай сначала. Изобразил, в меру сил и умения.

Перед натяжением антенны вспомнил, что заикнулся С.Труфанову изобразить смотровые окошки тяг на стабилизаторе. Высверлил-подкрасил-залил футурой.
Никаких подвесок делать не стал. Пешки данного полка, исходя из написанного в книге, иногда брали только ПЛАБы, охотиться за «калошами», т. е. немецкими субмаринами. Не было на них и РСов. 13 иап занимался только охраной союзных PQ и QP.
А вот 95 иап СФ, имевший на вооружении в тот период модернизированные Пе-3 с усиленным вооружением (не бисы), и бомбил, и штурмовал, и вел разведку. Но это будет следующая модель.

Небольшое историческое наблюдение — что-то не сложилось в отношениях между 95м и 13м полками. Если в книге П.Цупко четко написано, кто из пилотов 95го учил пилотов 13го, кто с кем вылетал в парах, но при этом есть такая строчка: «щеголевато одетый майор обратился к строю...» (речь о командире 95 иап м-ре Жатькове), то в воспоминаниях летчиков 95го полка упоминаний о том, что с ними летали пилоты 13го иап — нет вообще! В одной из книг говорится лишь о вливании в ноябре в состав 95го остатков «другого» полка, а в другой указано, что 13 иап, прибыв осенью!, не участвуя в боевых действиях, потерял по небоевым причинам из-за неподготовленности бОльшую часть экипажей и поэтому был расформирован.
Более того, по некоторым имеющимся данным в интернете, 13 иап числился в составе ВВС СФ с сентября по ноябрь 1942 года! А «кого тогда все лето воевали» в книге???
Странно, однако! Хотя, может это я дремучий, и вся эта история с 13 иап СФ давно известна?

Съемка модели производилась на IPhone 10 и цифровик Nikon D3000. Навыками фотографирования моделей владею пока плоховато.
Получившийся результат судить вам.
Конверсия Звезда+Neomega 1/72 Пе-3бисКонверсия Звезда+Neomega 1/72 Пе-3бисКонверсия Звезда+Neomega 1/72 Пе-3бисКонверсия Звезда+Neomega 1/72 Пе-3бисКонверсия Звезда+Neomega 1/72 Пе-3бисКонверсия Звезда+Neomega 1/72 Пе-3бисКонверсия Звезда+Neomega 1/72 Пе-3бисКонверсия Звезда+Neomega 1/72 Пе-3бисКонверсия Звезда+Neomega 1/72 Пе-3бисКонверсия Звезда+Neomega 1/72 Пе-3бисКонверсия Звезда+Neomega 1/72 Пе-3бисКонверсия Звезда+Neomega 1/72 Пе-3бисКонверсия Звезда+Neomega 1/72 Пе-3бисКонверсия Звезда+Neomega 1/72 Пе-3бисКонверсия Звезда+Neomega 1/72 Пе-3бисКонверсия Звезда+Neomega 1/72 Пе-3бисКонверсия Звезда+Neomega 1/72 Пе-3бисКонверсия Звезда+Neomega 1/72 Пе-3бисКонверсия Звезда+Neomega 1/72 Пе-3бис




P.S. Надеюсь, что рано или поздно «Звезда», а может иные достойные производители выпустят таки и Пе-3, и Пе-3бис, да что там — и Пе-2 с моторами М-82!!!
Но мы не молодеем. А хочется-то сейчас. В общем, я свой Пе-3бис построил и он займет место на полке. Следовательно, можно взяться за что-то новое, интересное (ранний Пе-2 с «черепахой», например) )))!

 

 

» Информация о статье
Большой_Phantome в 19.07.2021 - 16:14
Тема: Конверсия Звезда+Neomega 1/72 Пе-3бис
Хорошая модель получилась. Плюсую. Солидарен с общим подходом автора.
Казанец в 19.07.2021 - 17:34
Приятно, что пригодилась моя книжечка. Результат достойный. Однозначно плюс.
Vorobey в 19.07.2021 - 17:46
Зачётная "Пешка" !
Фото лучше переделать, с фоном ещё каким-нибудь.
romanmec в 19.07.2021 - 18:31
Приятно, что пригодилась моя книжечка. Результат достойный. Однозначно плюс.
Да, книжка вдохновила! Благодарю)))
Ltl в 19.07.2021 - 21:05
"- Тот же авиаполк, те же люди, которых Родина в одночасье из сухопутных фронтовых бомбардировщиков превратила в морских летчиков." - пафосные слова для (-из?) патриотического романа! А если перевести на русский - Родина просто бросила неподготовленных лётчиков...
... Недавно читал Сабуро Сакаи - как же их готовили в этой самой Цутиуре! - готовились к большой войне против штатов и англии (+ возможно СССР)! Настоящих асов подготовили, снайперов и штурманов высочайшего класса!
НО! - 100 (СТО)! лётчиков в год... - как результат - они "закончились" к осени 1942 года... - можно сколько угодно удивляться недальновидности, наивности командования но вот наша Родина просто совсем не стала заморачиваться подготовкой...
А моделька хоть и хороша, но неоднозначна... - напимер совершенно вот не понятно как, пилот пользовался прицелом - наклонялся что-ли? - так он привязан к креслу...
Прекрасно проработанные и прописанные фигурки пилотов (- всё время хотелось разглядеть медаль между ремнями...) - совершенно "убиты" отвратительным стеклом фонаря - запотело что-ти?
А что такой за зверь - Пе-3 (с "черепахой")?
romanmec в 19.07.2021 - 22:22
"- Тот же авиаполк, те же люди, которых Родина в одночасье из сухопутных фронтовых бомбардировщиков превратила в морских летчиков."
...совершенно вот не понятно как, пилот пользовался прицелом - наклонялся что-ли? - так он привязан к креслу...
.... совершенно "убиты" отвратительным стеклом фонаря - запотело что-ти?
А что такой за зверь - Пе-3 (с "черепахой")?

Собственно, как я понял, прочли вы первые 2 строчки статьи.
А дальше смотрели картинки. Но, как уже отметили коллеги - картинки ужас-ужас.
По порядку - ни слова пафоса, прочтите книжечку П.Цупко. Тогда подискутируем. А вплетать сюда Сакаэ,
ну... это как ... с пальцем сравнивать. Сабуро Сакаэ изначально был морским летчиком.
Про отвратительное стекло фонаря. Опять же, взываю к прочтению статьи. Там есть про это.
А как пилот к прицелу приникать должен, я сам в шоке - у разработчиков модели спросите. Прицел на месте приблуды имитирующей его установлен на штатной детали.
Ну и, как говорится, фото Пе-3 с "черепахой" в студию)))))

#
"Черепаха" убрана вниз в фюзеляж - штатный "шкас" чтоб стрелять мог. Ранний Пе-3
rum-ata в 20.07.2021 - 13:07
Тема: Конверсия Звезда+Neomega 1/72 Пе-3бис
Отличная статья! Модель понравилась! Заслуженный плюс!
Ltl в 20.07.2021 - 13:10
Почему же сталью Вашу я прочёл. - Хорошая статья, с любовью написана. А вот книжечку Цупко не читал.
- не совсем понял Ну, по порядку... А вплетать сюда Сакаэ,
ну... это как ... с пальцем сравнивать. Сабуро Сакаэ изначально был морским летчиком.
- Видимо таким уж родился бедняга..:mrgreen: - и не совсем ясно кого из них (- Цупко или Сакаи) Вы считаете...пальцем...
Очень непонятно вот это:
А как пилот к прицелу приникать должен, я сам в шоке - у разработчиков модели спросите. Прицел на месте приблуды имитирующей его установлен на штатной детали.
Вы там столько всего смело изменили, переделали и улучшили! Добиваясь поставленной цели - наплевали на то что сотворили разработчики модели - что я считаю абсолютно правильно, ибо любая, даже самая фирменная и точная мУдель - есть только заготовка для Вашего творчества, видения.... А с прицелом вы вдруг впали в шоковое состояние - Что же Вас так ...оглушило-то? Вот тут как раз и ...диссонанс! - А если бы они в своей инструкции предложили штатно его установить скажем на пузе фюзеляжа или на вершине киля... :shock: - Вы дождались бы бригады реаниматологов, или уже всё?
-...что-то мне подсказывает, что в этом случае скорая Вам ...не понадобилась бы! Покрутив пальцем у виска и абсценнтно (про себя) упомянув этих ..."производителей" Вы всё же, не мудрствуя лукаво поставили бы прицёл ...нештатно" - в кабину... (и без всяких шоков!)
Отдельное спасибо за разЪяснения про "черепаху" - странно, но никогда не слышал такого выражения...
romanmec в 20.07.2021 - 13:47
Почему же сталью Вашу я прочёл. - Хорошая статья, с любовью написана. А вот книжечку Цупко не читал.
.....
Отдельное спасибо за разЪяснения про "черепаху" - странно, но никогда не слышал такого выражения...

Коллега, я понял вашу позицию. Я периодически наблюдаю за вашими выпадами в сторону тех или иных моделистов. Но это право каждого. Выражать свое мнение. И вы его выражаете.
Но... надеюсь не обидитесь, если я не буду вступать с вами в споры и полемику.
Я просто сделал понравившуюся мне модель. Хорошо ли, плохо ли. Как могу.
А Владимир Семенович Высоцкий в свое время пел: "Другие придут, сменив уют...". Сделают лучше, точнее. С правильным прицелом)))).

#

А что про "черепаху" не слышали... Ну ничего, ничего. Какие ваши годы...
:mrgreen:

Добавлено спустя 2 минуты 1 секунду:

Re: Конверсия Звезда+Neomega 1/72 Пе-3бис

Отличная статья! Модель понравилась! Заслуженный плюс!

А вот мнение настоящего Мастера услышать очень приятно!

Спасибо, Иван!)))
Anonymous в 20.07.2021 - 14:32
Тема: Конверсия Звезда+Neomega 1/72 Пе-3бис
Фото готовой модели напоминают чернильные пятна на простыни. Имеет смысл попробовать снимать модель не в помещении, а на улице. При хорошем освещении.

Добавить свою статью | Обсудить на форуме

Вы должны быть пользователем сайта, чтобы комментировать статьи!
Зарегистрироваться

Канал на Дзене Телеграм ScaleModels.ru Вконтакте Подписаться на RSS
ScaleModels.ru - сборные масштабные модели. © 2005-2022
Privacy Policy