Приветствую всех Коллег по увлечению и просто интересующихся!
Я наконец приступил к осмысленной постройке проектных зенитных самоходных установок (ЗСУ) на шасси танка «Пантера».
О результатах одной из таких строек и пойдёт речь в данной статье.
И прежде чем я начну, хотел бы традиционно поделиться своими мыслями о прототипе, да и вообще: рассказать о том, что же именно строилось и почему.
Итак. Вот…положа руку на сердце: все эти многотонные махины Е-серии, «Королевские тигры», «Тигры-охотники» и… весь этот прочий зверинец…
Интересно изучать, интересно строить…но когда по всем фронтам наступление РККА и войск Союзников, когда Советский Союз строит могучие Т-34 и ИС-2 тысячами и сотнями,
а воздухе господствует авиация противника - какие там 75-120-тонные танки? Нужно строить что-то массово, что-то эффективное, отработанное в производстве. Требуется подходящее шасси,
на базе которого можно производить как эффективный в борьбе с бронетехникой и пехотой танк, так и могучую противотанковую САУ, способную поражать также укреплённые объекты,
так и различные иные вспомогательные машины.
На мой взгляд, лишившаяся к серии G своих «детских болезней» «Пантера» имела все шансы стать той самой машиной.
Количество эскизных проектов на её шасси косвенно подтверждает это.
Одним из наиболее интересных, на мой взгляд, направлением разработки стал проект ЗСУ на шасси танка «Пантера».
Существовало несколько вариантов исполнения такого решения, однако я сегодня остановлюсь на сдвоенной установке 5,5-см зенитных автоматов.
Проект с традиционно лаконичным немецким названием 5,5 cm Zwilling Flakpanzer mit Panther Fahrgestell заключался в установке на шасси танка «Пантера» установки сдвоенных
5,5 автоматических зенитных орудий в закрытой бронированной башне. Предполагалось, что огонь этих орудий надёжно защитит танковые колонны на марше от атак штурмовой авиации противника.
ПРОТОТИП
Моя модель в своей основе содержит проект компании «Rheinmetall». В связи с тем, что до воплощения в металле дела не дошло, были приняты некоторые допущения и условности,
позволяющие определиться с тем, что же мы строим.
1. ЗСУ построена на позднем шасси «Пантеры» производства Daimler-Benz (DB) (привязка к заводу дана для конкретики, это на мой взгляд могло быть как ремонтное шасси, так и шасси любого завода, которому поручили бы постройку. Поскольку DB был головным предприятием, изготовление вполне могли поручить и ему. Даже если это было бы не так, всё равно на мой взгляд при сборке шасси следует учитывать особенности того или иного завода – это же не может быть что-то абстрактное);
2. Башня со спаренной установкой зенитных автоматов выполнена с оглядкой на техническое решение, предложенное Rheinmetall: трёхместная башня со сварной бронировкой орудий и характерным выступом в центре крыши, прикрывающим прицельные приспособления. Орудия являются скорее всего вариацией на тему 5-см зенитной автоматической пушки Flak-41 скорострельностью 180 выстрелов в минуту. Таким образом, скорострельность системы составляла бы оценочно 360 выстрелов в минуту, однако это чисто табличное значение: зарядка таких орудий осуществлялась обоймами по 5 снарядов, а возимый боекомплект машины состоял всего из 100 снарядов.
Досягаемость орудия по высоте составляла порядка 3,05 км, по дальности – порядка 10,35 км.
3. Для начала, кого прикрываем: прикрывать будем прежде всего тяжёлые танковые батальоны и полки танков «Пантера», состоящие из батальонов, вооружённых танками «Пантера». Организационная структура подразделений, вооружённых данной ЗСУ, не является очевидной, однако, с учётом особенностей орудий, средств обнаружения противника и скорости реакции ЗСУ, на мой взгляд эффективное прикрытие танкового батальона трёхротного состава данные машины могли бы осуществлять при наличии не менее 3 машин, прикреплённых к танковой роте (применительно например к роте трёхвзводного состава , в зависимости же от числа взводов в роте - до достижения соотношения 1 машина на 1 танковый взвод, но не более 5 в батарее).
ЗСУ можно было бы объединить в батареи, по 3 (до 5, в зависимости от состава танковой роты) машины в каждой, при этом машина командира батареи была бы оборудована средствами дальней связи, для возможности упреждения колонны на марше о нападении воздушного противника и информировании остальных машин батареи о направлении приближения вражеской авиации и типа целей. Целеуказание машина могла бы получать как от вышестоящего командования зенитного подразделения (как вариант – от машин управления и связи зенитно-артиллерийского дивизиона, имеющего связь уже со штабом зенитно-артиллерийской бригады), так и от удалённых пунктов наблюдения за воздушной обстановкой. Дивизион таким образом может насчитывать до 3-5 батарей и осуществлять прикрытие полка.
Конечно, по современным меркам, это не вполне уместно и машин зенитных многовато, но здесь есть нюанс: в принципе, эта машина, действуя в боевом порядке взвода «пантер» может поражать в общем-то те же самые типы целей, что и собственно линейные «пантеры» (за исключением пожалуй грозных «ИС-2» и менее грозных, но всё-же… М-26 «Pershing»), что в условиях нехватки танков может как-бы «довести» численность машин во взводе «почти до штатной» благодаря вот такой вот «прикреплённой» ЗСУ.
А главная суть этой гипотезы проста: это в будущем стало понятно, что из закрытой башни крайне тяжело сопровождать и поражать быстро летящую цель, однако будучи иерархически объединёнными в крупные соединения, машины данного типа смогут получать целеуказание от развитых систем обнаружения, сводящиеся в вышестоящий штаб и оттуда спускающееся более мелким подразделениям. Это гораздо эффективней, чем на отправлять разведывательных бронемашин по округе, экипажи которых, путаясь в показаниях, взяв в дрожащую руку сигарету а в не дрожащую – переговорное устройство будут орать: «самолёты, они повсюду, большие, страшные, всё пропало».
4. В связи с принятыми в п.3 допущениями о штатной структуре, предлагается ввести трёхзначную тактическую нумерацию. Здесь может иметь место и некоторая хитрость.
Действуя в составе батальона, батареи вообще могут ограничиться двухзначной нумерацией: где 1 цифра – номер батареи, 2 цифра – номер машины в батарее. При этом, дабы усложнить противнику задачу определения машины командира батареи, в нумерации следует избежать например нулей, и командирская машина всегда 1 в батарее. Таким образом – 11 – машина командира 1 батареи, 21 – командира второй батареи и т.п. Но чтобы окончательно ввести противника в заблуждение, в тактический номер можно добавить и информацию о дивизионе. Тогда например, тактическому номеру 111 будет соответствовать машина командира 1 батареи в 1 дивизионе, 131 – машина командира 3 батареи 1 дивизиона, 323 – третья машина второй батареи 3 дивизиона.
Запутаются правда и окружающие экипажи линейных машин. Но, как-бы.. на войне как на войне…
Я выбрал объектом для моделирования машину командира 3 батареи, базой для которой стало шасси Panther Ausf.G с башней типа Rheinmetall.
Что ж, раз мы теперь примерно понимаем, что строилось – приступим к рассказу о том, как!
МОДЕЛЬ
Для постройки использовались следующие наборы:
1. Dragon 6268 Panther G late production – базовый набор отличного качества, позволяющий собрать различные варианты танков «Пантера» поздних серий;
2. Trumpeter 01537 German E-50 Flakpanzer – набор для постройки зенитного танка на гипотетическом шасси Е-50. При том, что к самому шасси лично у меня есть вопросы, то башня однозначно похожа на разработку Rheinmetall. Она и была взята из данного набора, и без каких-либо проблем встала в погон на «Пантере» от Dragon;
3. 35 L-100 Aber 1/35 Set of 5,5cm Rheinmetall Geraet 58 barrels for German E-50 Flakpanzer – стволы зенитных автоматов. Стволы неплохого (но не идеального) качества, с не лучшей стыкуемостью и инженерией, однако вполне применимы. Однако, с оглядкой на чертежи прототипа, использованы были стволы от RB Model, пламегасители же были установлены из данного набора;
4. RB Model 35B105 5.5cm Flak barrels for E-50 Flakpanzer – набор стволов аналогичного для данного типа зенитных установок, от которого были взяты стволы;
5. Friulmodel ATL-08 Panther late Type Tracks – металлические траки позднего типа с «шевронами» для танков «Пантера» и машин на их базе. Минусом траков является то, что они «односторонние»: отверстие под «палец» с одной стороны траков, и на одной из гусеничных лент они будут наружу. С другой стороны – на ведущее колесо они ложатся идеально, плюс пролиты даже литьевые номера на траках. Использовать их или аналог от MasterClub (как считается, более копийный, хотя например тех же литьевых номеров на них нет) – на мой взгляд, дело вкуса;
6. Griffon Model L35001 BONUSPACK WWII German Sd.Kfz.171 Panther Ausf.G Tank (Metal Barrel Inside) - набор фототравления, который был приобретён достаточно давно в количестве аж двух экземпляров для двух разных машин, прежде всего из-за точёного ствола. Но, конкретно в данном наборе ствол отсутствовал, и набор пошёл на деталировку самой машины. Забегая вперёд, скажу что это – самый худший из известных мне наборов для деталировки танка «Пантера», и я крайне не рекомендую его к покупке. Практически все элементы исполнены не корректно. Малопригодны и не копийны даже столь значимые и трудно изготовляемые «ручками» элементы как сетки МО, цепочки. Буквально всё выполнено «по мотивам». Годными впрочем оказались бортовые экраны, которые на мой взгляд хоть и проигрывают ABER в части размеров отверстия для монтажа, однако более просты в использовании со стандартным пластиковым крепежом.
7. ABER 35 G14 Aber 1/35 Фототравление german tank Sd.Kfz.171 Panther, Ausf.G late model – набор сеток и решёток на шахты вентиляторов и воздухопритока для танка «Пантера» (вообще-то для модели TAMIYA, но подходят без проблем). На мой взгляд, эти сетки (и их аналог для модели Dragon) - самые лучшие. Кроме того, сдвижные решётки, монтируемые в случае установки отопителя – получаются даже рабочими, что, впрочем, лишнее, но степень их деталировки и собираемость – на высоте.
8. Точёные антенны - микс из наборов RB Model и Panzer Art;
9. Eureka XXL ER-3501 Towing cable for Panzer V Panther Ausf. G – медные буксировочные тросы и трос для натяжения гусениц. Традиционно качественный и удобный в работе трос. Хотя, их хрупкие коуши из смолы я стараюсь не ставить;
10. Различная самодельная мелочёвка и остатки от других наборов, в том числе - антенный ввод на корме, цепочки, пластиковые прутки и полоски Evergreen, метизы MasterClub.
Как обычно, пойдём снизу вверх при описании процесса постройки.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ
1. Заменил гусеницы на металлические от Friulmodel. Хотя конечно многие предпочитают им отличные траки от MasterClub, мне по-старинке привычней эти траки. Гусеничная лента, набранная из положенных 86 звеньев – адекватно ложится на ходовую по длине, и без проблем стыкуется с ведущим колесом. Собирались траки легко и приятно;
2. Были доработаны «ленивцы» из набора – добавлено отверстие для смазки путём придания нужной формы отлитой имитации, болтиков от MasterClub и травлёной гайки;
КОРПУС
1. Добавлены сварные швы на пальцеотбойниках;
2. Пожалуй одна из самых малозаметных и при этом не самая приятная доработка: на каждом из 4-х демпферов-ограничителей хода балансиров. Данные ограничители стоят парами, по 2 штуки на борт, и ограничивают ход последних и первых балансиров. Это придаёт ходу машины плавности: она не сильно «роет мордой» и не проседает на корму. Обратите внимание, что например машиныMNH не имели ограничителей хода в коромовой части, DB-«Пантера» имела полный комплект. В ограничителях высверлены отверстия, расточены канавки и имитирована корончатая гайка крепления обрезиненных пружин. Поскольку при рассверливании отверстие всё же выходи коническое, была взята сразу гайка с шайбой, при вклеивании в полученное отверстие в верхней части ограничителя - как раз смотрится как просто гайка на ровной поверхности. На готовой модели с экранами к сожалению доработка не видна;
3. Раз уж я заговорил о доработках, узнать о которых можно только из статьи – то продолжу: я раньше не обращал внимания, что бронировка вентиляции отделения управления стоит не просто над отверстием: отверстие имеет возможность закрываться круглой (как я понял) крышкой. Это в принципе логично: иначе, при форсировании например водной преграды вода будет уверенно заливать отделение управления. Имитировал круглую крышку на ножке из пластикового прутка под бронировкой;
4. Удалены лишние сварные швы на панелях над вентиляторами на крыше МО;
5. Доработана шахта отопителя: добавлена фактура литья, стяжные болты. Установлено 2 «лепестка» на решётку вентилятора, оставшиеся уложены в доработанное крепление (добавлены пластинки над пазами для выступа на круглой части «лепестков», центральный элемент с прижимной пластиной);
6. Травлёные сетrи и решётки на крыше моторного отсека из набора заменил на травлёные от ABER: на мой взгляд, лучше соблюдён шаг самой сетки. Вообще я считаю, что если ячейка решётки масштабна, то на готовой модели легко читается рисунок собственно бронированной решётки под ней;
7. Хотя я в данный момент не смог установить закономерность использования типов литых решёток над вентиляторами для разных заводов в соответствии с количеством приливов литьевой формы, сами следы питателей были имитированы: я остановился на 4-х приливной решётке, добавив на неё соответствующие небольшие выступы. Также на решётках имитирована фактура литья;
8. Добавил сварные швы ко всем подъёмным рымам;
9. Изготовил постамент антенны на корме, характерный для командирской машины. Постамент антенны – из набора с наблюдательной «Пантерой» от ICM;
10. Установлена антенна дальней связи 1,8 m Sternantenne D с «метёлкой».
11. На корме заменил на травление крепление фонаря, добавил к нему проводку, для проводки выполнил имитацию вывода на корме, рассверлив имеющийся вывод;
12. На кормовой плите заменил суппорт инерционного стартера;
13. Добавил травлёный отражатель;
14. В части крепления шанцевого инструмента и навесного оборудования:
все крепления были заменены на изготовленные комбинированным способом. Идущие в комплекте рамки и деражтели на мой взгляд конечно толстоваты, НО вынужден признать: травлёные мне кажутся слишком тонкими. Поэтому, рамки в лобовой части были сточены по толщине, а пластины креплений всего остального инструменты были выполнены из полосок Evergreen. Зажимы инструмента из набора травления меня не устроили, я использовал рабочие от ABER, позднего типа. Держатели траков – комбинированные, полоска основания – пластиковая, а держатели траков – травлёные. К полосам и рамкам крепления шанца добавил также следы приварки к корпусу.
В итоге – на мой взгляд ни идущие в комплекте с травлением, ни предлагаемые в наборе элементы нельзя считать копийными: одни – переразмерены по технологическим причинам, другие – недоразмерены, видимо по аналогичным. Я пока остановился на таком вот варианте применительно ко всем креплениям, который Вы можете видеть на модели: сочетание травлёных зажимов с пластиковыми основаниями из полосок 0.38 мм, чуть сточенными дополнительно по толщине;
16. Запасные траки установлены от MasterClub: во-первых, они с более детальной имитацией пальца крепления, а во-вторых – лёгкие, уверенно будут держаться в хрупких держателях;
17. Использованы элементы фототравления для деталировки креплений демпферов люков отделения управления;
18. На замки ящиков ЗИП решил поставить замки от Voyager, из набора основного травления мне замки не понравились;
19. Установил пластины поддержки ящиков ЗИП, изготовленные из тонкого листового пластика, доработав их метизами от MENG. Я кстати был удивлён, что среди множества плат металла в травлении от Griffon не было этих реально нужных деталей!
20. Цепь заглушки шаровой пулемётной установки был вынужден взять из стороннего набора, в наборе от Griffon она не дотягивается до заглушки. Узел крепления к корпусу изготовил самостоятельно. Пулемёт ставить не стал: на мой взгляд, его и не было здесь, тем более в моём варианте: на данном месте должен сидеть командир машины (в моём случае – ещё и батареи) и работать с радиооборудованием, следить за сообщениями о воздушной обстановокой. В башне ему места по проекту Rheinmetall – не нашлось;
21. Отдельно остановлюсь на бортовых экранах: на мой взгляд, в них сильно переразмерены отверстия для монтажа. Когда я смонтировал их на держатели – в принципе, всё оказалось не так уж и страшно, тем более что в размер они в общем-то попадают. Ровные, садятся на держатели хорошо. Фиксирующих шплинтов в наборе не предлагается, а я к сожалению не сподобился их изготовить. Тем не менее, общее впечатление в итоге смазалось. Например, экраны Voyager – держатся идеально только на трении. Ставить или нет – дело каждого. Я решил их оставить: на мой взгляд, раз речь идёт о типовой машине – она в штатной комплектации должна иметь экраны. При монтаже таких экранов я использую стандартные пластиковые держатели и надгусеничные полки, что и было реализовано на данной модели.
БАШНЯ
Ну наконец-то, самое интересное!
Башня в общем-то сделана фирмой Trumpeter с оглядкой на представленные в Panzer Tracts №20-2 чертежи предложенного «Рейнметалл» проекта зенитной башенной установки Great-58.
Башня была подвергнута базовым доработкам:
1. Заменил стволы на точёные. Как я и писал выше, сами стволы подошли от RB Model, а вот компенсаторы – от ABER. У них кстати довольно трудны в исполнении усиления вокруг отверстий отвода порохорвых газов, но как-то RBModel мне доверия вообще не внушили;
2. Такой нюанс: если посмотреть на чертежи Дойла, то видно положение стволов в положении «по-походному» и есть представление положения их при стрельбе прямой наводкой параллельно земле. Trumpeter даёт положение установки так, что они уж очень высоко идут над корпусом. Это не вполне корректно, я изменил уголк входа стволов в бронировку и чуть подправил её саму. Орудия моей модели теперь смотрят вперёд как на имеющихся схемах;
3. Добавил недостающие сварные швы на бронировке орудий;
4. Заменил невнятные болты на лобовой бронеплите бронировки орудий и чуть сместил их: иначе не ясно, как они её крепят…
А вот дальше… как это сейчас модно говорить, я решил немного «ореалить» (а читай – добавить в и без того не идеальное решение профильных инженеров своих бесспорно «полезных» идей человека без профильного образования) данное не пошедшее в серию проектное решение до строевого варианта.
5. Добавил отверстия для ключа запирания люков на крыше и на кормовой плите башни: рассверлил отверстие, внутрь вставил болтик. Смотрится как гнездо для гранёного ключа;
6. Кроме всего прочего, Дойл и Йентс пишут, что комиссии по вооружениям не понравилось решение с вентиляторами на крыше (которое наверное снижает устойчивость к огню противника), и у прототипа (в крайнем случае, у деревянного ) предлагалось их упразднить, а пороховые газы откачивать через башенный погон (по образку «Пантеры-F») и посредством добавленного в нижней части бронировки орудий (если я правильно понял (цитата): «…one ventilator was to be installed on the underside of the weapons armor guard..»). С одной стороны, не хочется спорить с инженерами Rheinmetall, но… мне кажется, это бы не сработало. Экипаж угорел бы за несколько минут боя. Убрать вентиляторы с крыши конечно можно, да вот только у Flak-41 канал ствола как у «Пантеры» не продувается… Стреляет она быстро, и их стреляет 2 штуки… Пока «пантера» выпустит 1 снаряд и второй начнёт заряжать, эта установка выпустит 2 кассеты по 5 снарядов каждая, итого -10. В общем… моё мнение – даже на ЗСУ-57-2 просто решили открытую башню сделать, а здесь… чтоб угореть но не сразу, было принято решение и вентиляторы на крыше оставить, и под бронировку-добавить. Поставил один из вариантов бронировок вентилятора для «Пантер»;
7. У машины такая особенность: командир здесь сидит скорее всего на месте стрелка-радиста линейного танка. Командирской башенки у машины нет. Фактически, «видит» она через смотровой прибор механика-водителя, направленный прямо и вправо перископ стрелка-радиста (читай здесь – командира), и… прицел наводчика, направленны прямо. Как-то не очень.
Я решил значительно улучшить обзор, добавив 4 перископа заряжающим (по 2 каждому). Они кстати ещё нужны и вот для чего: машина оборудована мортиркой для ближнего боя, а… наводить её как? Не через открытый же люк… В люк так-то и гранату уже кинуть можно;
8. Однозначно в горячке боя полезет эта машина или в город, или в деревню, или просто через ряды окопов… Для самообороны от коварно подбирающегося сзади врага добавил 2 пистолетных порта. Анахронизм? Не скажите. Если даже для «Пантеры-F» актуально, то почему бы нет?
9. Относится больше к корпусу, но я привяжу это к башне. Мне не понравился показанный на чертежах Дойла фиксатор ствола в положение «по-походному». Если он на магнитах – то конечно наверное работает, если нет (а мы понимаем, что конечно же нет) - то я не вижу, как он фиксирует орудия: по большому счёту это пластинка на двух металлических трубах или штырях, на которую опускается бронировка стволов. Фиксируется от опускания она ключом справа, это понятно. А как она крепит к себе бронировку орудий – не ясно. В общем, решил сделать на этих штырях не пластину, а П-образный швеллер. Такой же приварил к бронировке, ориентировал их друг к другу как зеркалированные буквы С. На фото видно, как происходит фиксация;
10. Пожалуй самое интересное по башне:
судя по схемам, бронировка над прицелом наводчика при стрельбе по воздушным целям откидывается. Прицел и привод наводки через систему тяг связан с орудиями, это понятно. Наводчик берётся за ручку, опускает её вниз, стволы идут вверх, прицел поднимается… Но как откидывается бронировка? Она во-первых тяжёлая сама по себе, во-вторых – наводчику изнутри её просто так не «толкнуть». А если закрыть надо назад? А если машина ведёт огонь по цели на возвышенности, но ей надо лишь немного отодвинуть бронировку, поскольку прицелам лишь немного не хватает угла зрения по сравнению с тем, который дают прорези в бронировке? В общем, из остатков деталей и всякой всячины имитировал тяги и механизм отгибания этой бронировки. Тяги по моему замыслу уходят внутрь, и бронировка начинает двигаться при превышении орудиями угла вертикальной наводки, при котором можно пользоваться прорезями в откидной бронировке;
11. Доработал прицел: вклеил «глазки», залив их прозрачным лаком от Ammo. Хотя особо я не понял, зачем их столько: видимо 2 разнесённых – прицел для стрельбы по наземным целям, а нижние 3 наверное прицел для 2-х орудий одновременно и откалиброванные для правого и левого;
12. Ну и раз машина производства DB, то… по аналогии с башнями «Пантер» установил петли для камуфляжа из медной проволоки.
ФИНАЛЬНАЯ СБОРКА
Да собственно… собрал всё вместе, как Вы видите на фото. Кроме того, что я не совсем здорово подобрал длину прутков, имитирующих уходящие вглубь башни тяги и они постоянно мешали закрыть плотно люк над прицелом – никаких особенностей.
Смотровые приборы как обычно их наклеек от тамиевских боксов. Стволы кстати рекомендую вклеить сразу (я так и сделал), потом если что – замаскируете. Вклеивать и выравнивать их на окрашенной модели то ещё будет удовольствие.
ОКРАСКА И МАРКИРОВКА
Я захотел сделать фактически новую, не успевшую особо повоевать машину: много времени ушло на работу с ней, нет желания скрывать деталировку и прямые формы грязью. Да и слабо я представляю себе грязную в потёках ЗСУ такого типа, недавно только выпущенную.
Окрашена модель акриловыми красками TAMIYA, намешанными по выкраскам Lifecolor. Грунтовка как всегда теперь – TAMIYA OXIDE RED 87160. Стволы окрашены в тёмно-серый грунт и высветлены маслом в верхней части.
Обратите внимание, что выбранной мной камуфляж, встречающийся на некоторых поздних «Пантерах», в базе своей представляет уже оливково-зелёный, а не тёмно-жёлтый. Как видно из фото, линии не проходят по крыше корпуса и башни. Впрочем, проходят вертикально по ком.башенкам, но… здесь я на бронировку решил не наносить.
Камуфляж наносил аэрографом 0.2 соплом без масок. Границы выравнивал маслом.
Был применён фильтр для трёхцветного камуфляжа от SiN, немного высветлений маслом.
Грязи самый минимум на ходовой и катках, общее запыление – аэрографом, средставми от AK Interactive Dust Effect и Earth Effect. Немного пигментов.
Запыление катков – пигменты Mig, разведённые с растворителем для акрила, в жидком виде.
Гусеницы – как обычно, химическое чернение, с дальнейшим нанесением смывки для траков от AK Interactive, пигментов, и последующим протиранием наждачной бумагой гребней и «накаткой» дорожек от траков грифелем карандаша.
Немного сколов акрилом и потёртостей простым карандашом, пигмент на уайт-спирите на крыше моторного отсека да рядом с люками отделения управления и на крыше башни – вот и всё запыление.
Объёмная грязь – как всегда, из всё никак не заканчивающейся уже лет 6 баночки TAMIYA для имитации грязи.
И коль скоро я сказал, что машина довольно новая – пришлось не «в сплошную» ржавить «фламменвернихтеры»: они обгорают и ржавеют быстро, но всё же какое-то время сохраняют цвет камуфляжа машины, внизу – дольше, чем в верху.
Декали-как всегда, из запасов от Dragon. Шрифты – от их набора для «Пантеры-F». Кресты – тоже. Принадлежность к соединению – я думаю, тут полная свобода творчества. Я остановился на LSSAH: при всей громкости названия этого соединения, выглядит эмблема не броско, лишних вопросов (и вбросов) не вызывает. Эмблеммы такие от Dragon-овского же набора с циммериченой «пантерой». К декалям ни одного вопроса: легли отлично (ну, на мой взгляд). Приваривал MicroSET-ом.
Декаль на огнетушитель – как обычно, от Alliance Model Works. У неё свои особенности, её привариваю уже SOL-ом, зато она прочная и её удобно поддевать заточенной зубочисткой под крепление огнетушителя.
КАК СДЕЛАТЬ ВАШУ МОДЕЛЬ ЛУЧШЕ
Я всегда добавляю этот раздел, и всегда делаю оговорку для тех кто не знает: не лучше моей, а просто – лучше.
И в этот раз мне немного тяжело что-то посоветовать: я долго продумывал, какой будет моя машина, и получилась она такой, какой я и хотел её видеть.
Наверное, я бы мог предложить попробовать построить машину строго по чертежам Дойла – было бы довольно аутентично. Можете попробовать удалить вентиляторы с крыши, и получить предполагаемый вариант по замечания комиссии. Но это что касается башни. В части же самого шасси – здесь полная «свобода» выбора между двумя вариантами, на мой взгляд:
Вы можете взять или шасси поздней G, как я, или например – от Ausf.F.
В процессе работы я продумывал (но позже от них отказался) варианты с обвесом в виде ящиков для доп.боекомплекта или даже трейлера с боеприпасами по образцу используемого ЗСУ на тягачах: у этой машины проблема с БК стоит довольно остро.
Вы вполне можете использовать на бортах обвес из траков или тому подобного: борта башни довольно тонкие, это было бы актуально для «бывалой» машины.
Также можете поступить хитро: купить не «Пантеру-G» от Dragon, а «Пантеру-F» и к ней – зенитный Е-50 от Trumpeter. Высвободившуюся башню от Ausf.F вы можете поставить на Е-50. Закон сохранения моделей в природе 2 коробки вошло-2 конверсии вышли. Я в данном случае условно написал, какой набор использовал для шасси: на самом деле у меня просто большая коробка с литниками от «пантер», из которой я по мере надобности набираю детали
И новый раздел:
ЭТО УЛЫБНУЛО
Во время работы над моделью возникают порой забавные рабочие моменты. Надо о них рассказывать
1. Сколько строю «пантеры» и думаю: «Вот… что, правда? Домкрат не выпадал из такого крепления? Эта пластиночка снижу, что, реально его придерживала за отбортовку опорной плиты?! Кто эту ерунду только придумал… Эхх.. а ещё страна Шиллера, Канта и Гёте…»
Нет, я-то сам приклеивают всё же незаметно
А в этот раз приклеил за ребро в районе фиксатора, и к основанию за край, а оно отклеилось- игмент видать не дал клею схватиться. И что я скажу: не выпадает! Реально, думал как-то незаметно приклеить всё же.. а потеребил пинцетом – нет… работает крепление-то! Всё, ладно, одной загадкой меньше. Кант-отдыхает, крепление – работает.
2. Ну и действительно забавный момент. Решил я покрасить перископы в чёрный цвет (ну собственно, они такие или там ещё цвета бакелита, были). Естественно это всё на окрашенной и готовой модели. И прямо на перископе стрелка-радиста чёрная краска попала под маску, которую я под кисть подложил, и оказалась линией на зелёной поверхности крыши, прямо перед перископом. КХМ… смотрится конечно… не очень приметно, но можно увидеть. А закрашивать – хуже только будет. Я чуть припылил, но… конечно если приглядываться – заметно. Фотографировал модель – как есть, не подбирая ракурс и не скрывая. И что интересно: на всех фото, где есть это место, его не видно. Его прикрыл… блик от перископа! Имитирую я как обычно не сколько перископ, сколько его блеск (ну да, вот… въелось в память, как лётчики-разведчики отличали например стадо коров или караван беженцев от колонны танков в клубах пыли), наклеивая отражающую наклейку для тамиевских боксов. Так вот строго на этом месте, почти на всех ракурсах, лежит солнечный зайчик от перископа Впрочем там конечно и линия-то буквально чуть идёт, но… закрывает он её чётко! Зато теперь мы точно и на личном примере знаем, что козырёк-то у механика-водителя не столько от дождя, сколько от солнца!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мне понравилось работать с этой конверсией. Качественная модель от Dragon, и добротная башня от Trumpeter без проблем состыковались в такую вот необычную и не частую гостью галерей модельных форумов.
Я рекомендую такую конверсию как всем начинающим любителям «Пантер», желающих попробовать себя на ниве проектных машин на шасси этого танка, так и коллекционерам, собравшим не одну «кошачью стаю»: пластиковая башня Trumpeter гораздо проще в работе, чем смоляные конверсии.
Это интересная и актуальная машина, грозная истребительница всего, что не может молниеносно скрыться от быстрых гидроприводов наводки или не имеет толстой брони, которая защитит от стального урагана бронебойных и осколочных снарядов, которую (как впрочем и обычно), немцы к моей радости стали строить слишком поздно и слишком вяло, да так и не достроили (ну впрочем… как и обычно).
Стройте, придумывайте, только Вам решать, какой будет Ваша 5,5 cm Zwilling Flakpanzer mit Panther Fahrgestell, а моя модель – перед Вами!
Pavel_Pв 29.06.2017 - 11:41 Тема: Dragon+Trumpeter 1/35 5,5 cm Zwilling Flakpanzer mit Panther
Интересная статья и модель.
Roman-Nordв 29.06.2017 - 16:18 Тема: Dragon+Trumpeter 1/35 5,5 cm Zwilling Flakpanzer mit Panther
Салют, всем!
Серьезный подход к делу! Информативная и познавательная статья. На выходе - отличная ЗСУшка!
Да, тоже частенько размышляю по теме "бардака" в таковом хозяйстве Вермахта. Верхушка не могла определится, что им в итоге надо, а конструктора слишком дотошно, сложно подходили к делу, что в условиях Германии образца 43-45гг., было ошибочно. Даже янки, у себя в тишине на далеком материке, выбрали советский путь и стали клепать десятками тысяч недорогие и относительно несложные Шерманы (выпустили больше чем мы 34ок!). Ну и такая ситуация нам и на руку.Добили врага и "взяли" все его наработки в БТТ. И так делают все победители.
Да, согласен с Вами полностью Роман, хорошую Вы затронули тему: конечно же, много интересных разработок, которые не понятно почему не были воплощены в металле.
В части подхода, пришла интересная аналогия: помнится, в начале Су-76 тоже была полностью бронированная. Действительно, гранатами не закидаешь, миномётом (ну... лёгким в крайнем случае :)) не накроешь... А практика показала, что не спасает этот вентилятор в крыше, и может защищённость и чуть повыше, зато хуже обзор, и при таких условиях работы экипажа - эффективность тоже не велика... И крышу вообще срезали. Получилась просто-таки эпохальная машина!
А здесь вообще сюрреализм: "посмотрели чертежи и приняли решение убрать вентиляторы с крыши"... А почему такое решение? Есть опыт эксплуатации какой-то? Была создана спаренная установка, произведён отстрел хотя-бы внутри макета из неброневой стали, сваренного вокруг неё? Вы дайте конструкторам шасси "пантеры", пусть построят неброневой образец хотя-бы что-ли, опыт хоть получите, как оно себя ведёт... Была "Coelian" - бросили, пушки не те, да и вообще как-то не то... О! вон пушки 5,5 см! Поставим их! Ах ты ж, в башню не лезут! Давай новую! Тут тоже, то одно, то другое, а потом уже и приоритет низкий - везде развал фронта...
Вот и получилось (ну я условно): доделали макет "идеального танка", говорит значит инженер куратору какому-то там, что-то вроде "Герр бригадефюрер, я доделал, вот чертежи!" А тот ему хмуро: "Да не надо уже, вон иди комиссару лучше сразу отдай..."
Впрочем... меня такой оборот событий вполне устраивает :smile:
Интересно. Настоящий What if. С теорией.
Модель интересная.
... тоже частенько размышляю по теме "бардака" в таковом хозяйстве Вермахта...
У Барятинского, по-моему, было, что фашистские ребята, в области танкостроения, не всегда чем надо занимались.
Эээ...
Вроде там и "Пантере" досталось на орехи...
"Пантере" на самом деле всегда достаётся как таковой, причём из жары в холод: то прям "лучший танк панцерваффе" (с), то "могильщик 3 рейха" (с)...
Но, что для меня как моделиста кроме того, что нравится как таковая "Пантера", интересно что на её базе столько всего интересного было в проектах!
И проекты эти на мой взгляд довольно вменяемы по своей сути. Вот кроме этой ЗСУ, сейчас у меня в работе ещё 2: "Coelian" на шасси Ausf.D, сдвоенная 5,5 см ЗСУ уже с башней
проекта Крупп на шасси Ausf.F, штурмовая мортира, просто поздняя G и Ausf.F с 88-орудием по проекту Крупп.
Zaets54
Вот-вот, там "наши" ребята работали. :wink:
Ну и элита Рейха, просто млела в силу своей избранности от "кошачьего" зоопарка. Как в жизни и случилось - "правильные" черепа получили в бубен от "ватников"( союзники помогли конечно, что тут скрывать...)
Тема: Dragon+Trumpeter 1/35 5,5 cm Zwilling Flakpanzer mit Panther